1. Охарактеризуйте состояние хозяйства помещиков.
Экономическое положение землевладельцев в указанный период можно охарактеризовать как относительное благополучие и господство в обществе.
2. Положение крестьян улучшилось или стало более тяжёлым? Обоснуйте свой ответ.
Положение крестьян в этот период улучшилось или ухудшилось в зависимости от конкретного времени и рассматриваемого места. В целом этот период был отмечен продолжением феодального гнета, при этом во многих частях России еще сохранялось крепостное право.
1. Из представителей каких сословных групп формировались городские социальные страты?
Городские социальные слои формировались из различных социальных групп, включая купечество, ремесленников, дворянство.
2. Как складывались отношения рабочих и предпринимателей?
Отношения между работниками и работодателями часто были напряженными и отмечены конфликтами. Работодатели часто стремились максимизировать прибыль и эксплуатировать рабочих, в то время как рабочие стремились к лучшим условиям труда и заработной плате.
1. Назовите причины социальных протестов.
Причинами социальных протестов были повсеместная бедность, безработица и политические репрессии.
2. Какие формы борьбы использовало общество, недовольное политикой правительства?
Общество использовало различные формы сопротивления и протеста, включая забастовки, демонстрации и политические организации, чтобы выразить свое недовольство политикой правительства.
1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстрации в начале параграфа.
2. Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества? С чем они были связаны?
Изменения в социальной структуре российского общества были обусловлены рядом факторов, в том числе ростом промышленности, распространением образования и развитием нового городского среднего класса.
3. Формирование крупной буржуазии — это закономерный процесс развития общества? Свой ответ обоснуйте.
Формирование крупной буржуазии было естественным и неизбежным процессом общественного развития, обусловленным экономическими, политическими и социальными факторами.
4. Составьте таблицу «Крестьяне и рабочие Российской империи». Линии сравнения определите самостоятельно.
5. Как были связаны перемены в жизни деревни и города?
Изменения в сельской и городской жизни были взаимосвязаны: урбанизация и индустриализация оказывали значительное влияние на сельские районы, а сельские условия влияли на развитие городских районов.
6. Подготовьте сообщение «Российский пролетариат: истоки формирования, правовое положение, борьба за права».
7. Протестное движение в деревне и городе имело однотипный или специфический характер? Обоснуйте свой ответ.
Протестное движение в деревне и городе имело как сходные, так и различные характеристики в зависимости от конкретного исторического и социального контекста. В целом как сельские, так и городские районы были отмечены широко распространенной бедностью, политическими репрессиями и социальной напряженностью.
8. Сформулируйте ответ на главный вопрос урока на основе материала параграфа.
1. Чем отличалось рабочее движение в России и в западных странах?
Рабочее движение в России отличалось от движения в странах Запада по нескольким ключевым параметрам, включая уровень политических репрессий, отсутствие политических и социальных свобод, степень бедности и эксплуатации.
2. Какое событие получило название «Обуховская оборонах?
Событие, известное как Обуховская оборона, стало ключевым моментом в развитии русского рабочего движения, ознаменовавшимся серией забастовок и протестов рабочих в Обухове под Петербургом в 1905 году.
3. Какую роль в экономической жизни страны сыграли крупные заводчики и фабриканты? Приведите конкретные примеры.
Крупные фабриканты и предприниматели играли значительную роль в экономической жизни страны, стимулируя рост промышленности и формируя структуру экономики. Примеры выдающихся деятелей в этой роли включают текстильщика Ивана Телятникова и промышленника Савву Морозова.
4. Какой правовой статус имела крестьянская община? Какие мероприятия правительства способствовали сохранению общинных порядков на селе, а какие объективно способствовали её разрушению?
Правовой статус крестьянской общины менялся с течением времени: община первоначально имела значительную автономию, но позже потеряла большую часть своей власти и независимости в пользу центрального правительства и землевладельцев.
5. Сравните социальную структуру российского общества и западноевропейских стран. Что было общего между ними и чем они различались?
6. Существовали ли причины недовольства правительством со стороны крупной буржуазии? С чем это было связано?