1. Что обусловило активность общественного движения?
Активность общественного движения была вызвана комплексом факторов, в том числе ростом индустриализации, урбанизации и модернизации, а также усилением социально-экономического неравенства и политических репрессий.
2. Какие формы борьбы использовали революционеры?
Революционеры использовали различные формы борьбы, в том числе пропаганду, забастовки, демонстрации, саботаж, а в некоторых случаях и насильственные террористические акты.
1. Почему в народничестве при единстве взглядов его участников существовало несколько направлений?
Несмотря на единство взглядов его участников, внутри народничества существовало несколько направлений из-за различий в тактике, стратегии и целях, а также разного понимания социальных и экономических условий в России.
2. Народничество — это революционное течение в общественном движении? Обоснуйте свой ответ.
Да, народничество — это революционное движение в общественном движении, потому что оно стремилось свергнуть существующий социальный и политический порядок и заменить его более эгалитарной и демократической системой.
1. Сторонниками какого идеологического направления народничества были участники кружка Н. В. Чайковского?
Члены кружка Н. В. Чайковского были сторонниками народнического или социалистического направления народничества.
2. Когда и с какой целью было организовано «хождение в народ»?
Кампания «идти в народ» была организована в 1874 г. группой народников, считавших, что лучший способ достучаться до масс — жить и работать среди них. Кампания была направлена на распространение революционных идей и организацию крестьянства для политических действий.
1. Как была организована деятельность «Земли и воли»? Какие цели ставили её участники?
«Земля и воля» была организована как тайная революционная организация, стремившаяся мобилизовать крестьян и рабочих на революционную борьбу против царского режима. В его цели входила отмена крепостного права и создание социалистического общества.
2. Что обусловило роспуск «Земли и воли» и создание на её основе двух организаций? Чем они отличались?
Роспуск «Земли и воли» был вызван идеологическими и тактическими разногласиями внутри организации. В результате были созданы две новые организации: «Черный передел», занимавшаяся городской социалистической агитацией, и «Народная воля», выступавшая за прямые действия, включая политические убийства, для достижения своих целей.
1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстрации и текста в начале параграфа.
2. Заполните таблицу «Направления в идеологии народничества».
4. Чем различались течения нигилизм и экстремизм?
Нигилизм был философским и культурным движением, которое отвергало традиционные ценности и верования, тогда как экстремизм относится к политическим или социальным взглядам, которые считаются далекими от общепринятых или приемлемых норм. Хотя некоторые нигилисты также были экстремистами, не все экстремисты были нигилистами.
3. Сравните деятельность тайных кружков первой половины и второй половины XIX в. Результаты оформите в виде таблицы. Линии сравнения определите самостоятельно.
5. Можно ли назвать идеи народников утопическими? Аргументируйте свой ответ.
Идеи народников можно считать в некотором роде утопическими, поскольку они представляли себе общество, основанное на общественной собственности и сотрудничестве, а не на индивидуализме и капитализме. Однако их идеи также основывались на глубоком понимании социально-экономических условий России и приверженности низовым организационным и политическим действиям. Поэтому вопрос о том, можно ли назвать их идеи утопическими, является вопросом интерпретации.
6. Соотнесите даты на ленте времени с событиями.
7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
1. Составьте коллективный портрет народник а народовольца (социальное происхождение, образование, возраст, путь в тайную организацию, взгляды, черты характера).
2. Какие события в истории России связаны с именем В. И. Засулич?
3. Подготовьте сообщение о Н. И. Кибальчиче, народнике, изобретателе.
4. Какие связи установились между российскими и европейскими революционерами?
5. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» сыграл большую роль в воспитании молодых революционеров. Что их привлекало в этом произведении?
1. Программа «Народной воли» была буржуазной или социалистической? Свой ответ обоснуйте.
2. Каким видели будущее народники?
3. Какие методы борьбы провозглашали народовольцы?
1.На основе изученного материала и эпиграфа в начале главы составьте главный вопрос главы.
2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в форме развёрнутого плана.
3. Александр II получил прозвище Освободитель, провёл либеральные реформы, названные Великими. Почему же революционеры-социалисты вынесли ему смертный приговор?
4. Прокомментируйте мнение Д. А. Милютина: «Закон 19 февраля 1861 г. не мог остаться отдельным, изолированным актом: это был краеугольный камень общей переработки всего государственного строя». Какова связь либеральных реформ 60—70х гг. с реформой отмены крепостного права?
5. Составьте задание на соотнесение дат и событий, произошедших в период правления Александра II.
6. Приведите аргументы в подтверждение и опровержение тезиса «Александр II — продолжатель дела отца».
7. Приведите примеры, подтверждающие мнение историка Л. Г. Захаровой.
«По своему мировоззрению, характеру, темпераменту Александр II не был реформатором. Он стал им в силу обстоятельств, не обладая способностями и достоинствами крупного государственного деятеля. В главном деле своего царствования — отмене крепостного права и реформах 60—70х гг. — он вынужденно, оказавшись перед фактом жёсткого поражения в войне и всеобщего недовольства в стране, взял за основу либеральную программу... но, не будучи сам либералом по убеждениям, в конечном счёте подчинил проведённые преобразования интересам сохранения самодержавия, ошибочно отождествляя их с интересами России».