1. Как вы оцениваете состояние российской науки? Аргументируйте свой ответ.
2. Покажите на карте маршруты географических экспедиций.
1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстраций и текста в начале параграфа.
2. Какие перемены произошли в женском образовании?
3. Заполните таблицу «Открытия российских учёных в первой половине XIX в.».
Наука
Открытие
Значение
4. Подготовьте сообщение о первом российском кругосветном плавании.
5. Соотнесите даты на ленте времени с событиями.
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
1. Чем отличалось высшее образование в России от высшего образования в западноевропейских государствах?
Высшее образование в России отличалось от западноевропейских государств тем, что оно было ориентировано на приготовление служащих для государственных нужд. В западных странах университеты имели большую научную и образовательную свободу, акцент делался на фундаментальные научные и гуманитарные знания.
2. Как было организовано изучение народного творчества?
Изучение народного творчества было организовано через создание этнографических экспедиций, сбор и изучение народных песен, сказок, обычаев. Важную роль в этом играла Русское географическое общество и Этнографическое общество при Московском университете.
3. Чем занималось Вольное экономическое общество? Подготовьте сообщение на эту тему.
Вольное экономическое общество было общественной организацией, основанной Императором Александром I для поддержки науки, образования и экономики. Оно финансировало научные исследования, организовывало лекции и конкурсы, способствовало развитию образования и науки в России.
4. Какие открытия российских учёных обогатили мировую науку?
Российские ученые внесли значительный вклад в мировую науку. Например, Дмитрий Менделеев разработал таблицу химических элементов (периодический закон), Иван Павлов в области физиологии, Николай Жуковский в аэродинамике.
5. В каких областях науки и техники проявили себя талантливые самоучки?
Талантливые самоучки проявили себя в разных областях. Например, Лобачевский в геометрии, Шаболов в скульптуре, Фёдоров в оптике.
1. Какую цель поставил С. С. Уваров перед возглавляемым им министерством?
Сергей Уваров перед возглавляемым им министерством поставил цель поддержать национальное искусство и культуру, сохранить и продвигать национальные ценности и традиции.
2. Удалось ли её реализовать?
Реализация задач Уварова была осложнена политическими реалиями, ограниченным финансированием и бюрократическими трудностями. Некоторые аспекты его плана были осуществлены, но не все.
Сравните политику Александра I и Николая I в области образования и сделайте выводы.
Политика Александра I была направлена на реформы в образовании, включая основательное пересмотрение университетской системы. Под его правлением было создано Вольное экономическое общество. Политика Николая I была более консервативной и централизованной, с уклоном в поддержку православной церкви и контроль над образовательными учреждениями.