Какие проблемы в развитии образования и науки существовали в России к началу второй половины XIX в.? Отберите из текста параграфа примеры, свидетельствующие о том, как деятели русской культуры отзывались на проблемы своего времени. 1. Назовите открытия (изобретения) российских учёных, которые обеспечили за ними мировое первенство в соответствующей научной области, и объясните свой выбор. 2. Основываясь на сведениях учебника и дополнительных источников, заполните по различным областям знания (математика, естественные науки, география, история) сравнительную таблицу «Достижения российской науки и техники в первой и второй половине XIX в.» и сделайте необходимые выводы (общее —отличие). 1. Назовите причины, обусловившие противоречивость правительственной политики в области образования. В чём она заключалась? 2. Почему в этот период большие успехи были достигнуты в области естественных наук? О своей научной деятельности Д.И. Менделеев оставил воспоминания. В литературе порой считают легендой приведённые в них обстоятельства одного из его открытий. О каком открытии идёт речь в тексте? В чём оно заключалось? Дайте свою версию того, как оно произошло. Определите, почему в литературе имена этих учёных и изобретателей часто стоят рядом: А. Лобачевский и К. Гаусс, Д. Менделеев и Л. Мейер, Г. Маркони и А. Попов. Какая проблема их объединяет? Наметьте план (схему) решения этой проблемы и постарайтесь решить её в одном из указанных случаев.