Что было общего и в чём заключались различия во внутренней политике Екатерины II и Павла I?
Екатерина II и Павел I имели схожие цели внутренней политики, такие как модернизация и укрепление государства, но различались в методах и подходах к их достижению.
Екатерина II:
Проводила более либеральные реформы, такие как Указ о помещичьем праве (1762) и Указ о городах (1785), которые давали некоторые права крестьянам и городскому населению. Поддерживала просвещение и образование, в том числе создание множества школ и университетов. Участвовала в западничестве и влиянии западных идей на российское общество. Павел I:
Был более консервативным и авторитарным правителем, который отменил некоторые из реформ своей матери, возвращая знать и дворянство к более привилегированному статусу. Ввел множество строгих правил и ограничений в жизни граждан, включая более жесткое управление городами и деревнями. Внес изменения в систему правопорядка, в том числе введение более строгих наказаний.
Политический курс, проводимый Александром I, историки называют государственным либерализмом. Определите, в чём он заключался.
Государственный либерализм, проводимый Александром I, включал в себя следующие аспекты:
Отказ от некоторых абсолютных монархических принципов в пользу большей законности и конституционных гарантий. Попытки создания ограниченного конституционного правительства, как, например, внедрение "Учреждения о внутреннем управлении" (1809). Участие России в создании идеи "Священного союза" для сохранения мира в Европе после Наполеоновских войн.
Какие органы власти существовали в России к началу XIX в.?
К началу XIX века в России существовали следующие органы власти:
Император как глава государства. Государственный совет, который выполнял роль законодательного и законосовещательного органа власти. Сенат, который выполнял функции судебной власти и руководства государственной администрацией. Вице-канцлеры и генерал-прокуроры, ответственные за исполнение законов и надзор за правопорядком.
Какие функции они выполняли?
Государственный совет России в начале XIX века выполнял роль законосовещательного органа власти, представляя мнения и рекомендации по законодательным вопросам монарху. В отличие от парламентов зарубежных стран, Государственный совет не имел широких законодательных полномочий и не был избранным органом. Он состоял из высших чиновников и назначался монархом.
Определите, какие функции отводились Государственному совету: быть высшим законодательным или законосовещательным органом власти. В чём его отличие от парламентов зарубежных стран?
Можно ли считать, что государственные реформы привели к коренному преобразованию политической власти? Обоснуйте свой ответ.
1. Представьте основные направления внутренней политики Александра I в виде схемы.
Основные направления внутренней политики Александра I (схема):
Внутренние реформы: Попытки внедрения конституционных изменений. Создание государственных комиссий для рассмотрения реформистских предложений. Проекты образования городских обществ. Ограничение и регулирование самодержавной власти: Участие России в создании "Священного союза" для поддержания мира в Европе. Заключение "Учреждения о внутреннем управлении" (1809). Образование военных поселений для укрепления государственной обороны. Завершение войны с Францией и участие в формировании новых границ Европы.
2. Найдите в тексте выделенные понятия, объясните их смысл своими словами.
1. Составьте хронологическую таблицу из дат, указанных в параграфе. Выделите из них те, которые относятся к главным событиям в жизни страны. Их следует запомнить.
2. По григорианскому календарю это событие произошло 13 января 1810 г. Назовите эту дату по юлианскому календарю. Что произошло в этот день?
1. Понятие «политика» изучается в курсе обществознания. Как расширяется ваше представление о нём при изучении истории?
Понятие "политика" изучается в курсе обществознания, и его понимание расширяется при изучении истории. В историческом контексте политика включает в себя не только управление государством и принятие решений, но и взаимодействие различных общественных групп, формирование законов и институтов, а также влияние идеологий, культуры и обычаев на развитие общества.
2. Считаете ли вы проекты реформ М.М. Сперанского актуальными для того времени или преждевременными?
Выскажите по группам мнение о преобразованиях Александра I от имени представителей разных слоёв общества, например о военных поселениях от лица солдата и т. д. В литературе существует тема, связанная с именем Александра I, — «Тайна Фёдора Кузьмича». О какой тайне идёт речь?
Каково ваше отношение к ней? Напишите на эту тему небольшое исследование, пользуясь только достоверными историческими источниками.