Какими основными чертами характеризуется развитие ведущих стран Запада на рубеже XVIII–XIX вв.? Подумайте, что символизируют эти два исторических источника — плакат и гравюра. Какие страницы мировой истории они отражают? Когда и почему наша страна стала именоваться Российской империей? Какие территории вошли в состав России во второй половине XVIII в.? Какие факты свидетельствуют о развитии сельского хозяйства на рубеже веков? Как назывались эти два вида повинностей крестьян. С помощью картин В.А. Тропинина и А.О. Орловского дополните и конкретизируйте сведения учебника о крестьянском хозяйстве. В чём заключались особенности промышленного развития России к началу XIX в.? Какие виды предприятий существовали? Рассмотрите иллюстрации на с. 13. Каковы различия в благоустройстве и образе жизни столицы и провинциального города? 1. Назовите последовательно шесть пунктов плана параграфа. Для характеристики каждого из них подберите не более трех ключевых (отражающих главное) слов. 2. Найдите выводы по каждому пункту и проверьте, есть ли в них ваши ключевые слова. По пункту 5 сделайте вывод самостоятельно. 3. Проверьте, можете ли вы самостоятельно объяснить следующие термины: барщина, государственные крепостные крестьяне, губернатор, губерния, император, империя, коллегии, натуральное хозяйство, мануфактура, приписные крестьяне, промыслы, ремесленники, уезд, ярмарка. При затруднениях обратитесь к словарю. Используя карту на обложке, назовите страны, с которыми граничила Российская империя в 1801 году. Определите по генеалогической таблице (с. 15), кто должен был занять российский трон в XIX столетии согласно закону Павла I о престолонаследии. Какие противоречия в развитии России к началу XIX в. вы могли бы указать? Определите по карте, к какой губернии (уезду) относился населённый пункт, в котором находится ваша школа. Обсудите по группам, что вам уже известно об истории своего края (губернии, населённого пункта) в XIX в. Проведите конкурс на лучший вопрос о прошлом своего края, на который хотелось бы получить ответ при изучении истории России в XIX в. 1. Почему выделенные пункты плана текста можно назвать комплексным подходом при раскрытии темы параграфа? Как он расширяет возможности освещения прошлого? 2. У каждого человека своё восприятие прошлого. Предлагаем вам вести исторические записки «Мой XIX век». Это могут быть ваши короткие эссе, суждения о минувшем, о людях, о событиях, обо всём, что производит на вас впечатление, вызывает интерес, пробуждает самые разнообразные чувства и мысли, позволяет лучше понять себя и смысл происходящего в стране в наши дни.