Какими основными чертами характеризуется развитие ведущих стран Запада на рубеже XVIII–XIX вв.?
Развитие ведущих стран Запада на рубеже XVIII–XIX вв. характеризовалось несколькими важными изменениями. Во-первых, это были масштабные политические и социальные преобразования, такие как Французская революция, которая привела к созданию республики во Франции. Во-вторых, Американская революция привела к образованию независимого государства — США. В-третьих, промышленная революция в Англии позволила значительно увеличить производство товаров и вывести торговлю на международный уровень. В-четвёртых, идеи Просвещения, такие как свобода, равенство и права человека, распространились среди интеллигенции и стали основой для изменений в правительственных структурах.
Подумайте, что символизируют эти два исторических источника — плакат и гравюра. Какие страницы мировой истории они отражают?
Плакат и гравюра символизируют ключевые события своей эпохи. Плакат времён Французской революции, с лозунгом «Свобода, равенство, братство или смерть!», отражает революционные идеалы и борьбу за гражданские права. Гравюра, изображающая наказание крестьянина в России, является символом жестокости феодальной системы и крепостного права, подчеркивая социальное неравенство того времени.
Когда и почему наша страна стала именоваться Российской империей?
Россия стала именоваться Российской империей в 1721 году, когда Пётр I, после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, принял титул императора, что символизировало её статус как великой европейской державы и стремление России к укреплению своего положения на международной арене.
Какие территории вошли в состав России во второй половине XVIII в.?
Во второй половине XVIII века к России присоединились несколько новых территорий. Россия расширила свои границы за счет побед в войнах, включая присоединение Восточной Прибалтики, части Польши после разделов, а также территорий Черноморского побережья, таких как Крым, и части Кавказа. Эти расширения значительно укрепили позиции России в Европе и Азии.
Какие факты свидетельствуют о развитии сельского хозяйства на рубеже веков?
На рубеже XVIII—XIX веков сельское хозяйство в России продолжало развиваться. Важнейшими признаками этого стали освоение новых пахотных земель в Поволжье, Сибири, на южных территориях, а также рост посевов пшеницы, картофеля и других культур. Развитие садоводства и виноградарства на юге страны, а также увеличение производства льна и сахарной свеклы, свидетельствовало о росте аграрного производства.
Как назывались эти два вида повинностей крестьян.
Два основных вида повинностей крестьян назывались барщина и оброк. Барщина заключалась в обязательном труде крестьян на земле помещика, а оброк представлял собой обязательные выплаты, чаще всего в денежной или натуральной форме.
С помощью картин В.А. Тропинина и А.О. Орловского дополните и конкретизируйте сведения учебника о крестьянском хозяйстве.
Картины В.А. Тропинина и А.О. Орловского помогают глубже понять образ жизни крестьян в России. Например, работающие на поле крестьяне, изображённые на картине Тропинина, дают представление о тяжёлых условиях труда. Картина Орловского, показывающая крестьянский двор, может дать представление о бытовых условиях, быте и трудовых обязанностях крестьян.
В чём заключались особенности промышленного развития России к началу XIX в.? Какие виды предприятий существовали?
Особенности промышленного развития России на рубеже XVIII–XIX вв. заключались в развитии перерабатывающих предприятий, таких как производство тканей из льна и шерсти, а также росте металлургии, особенно на Урале. К числу существовавших предприятий можно отнести мануфактуры, где трудились как свободные рабочие, так и крепостные. Промышленность активно развивалась благодаря использованию сельскохозяйственного сырья, но в то же время промышленное производство оставалось в зародышевом состоянии по сравнению с Западом.
Рассмотрите иллюстрации на с. 13. Каковы различия в благоустройстве и образе жизни столицы и провинциального города?
Различия в благоустройстве и образе жизни столицы и провинциального города заключаются в том, что столица, Санкт-Петербург, была более развитым и благоустроенным городом, с каменными дворцами, школами, театрами и зданиями в европейском стиле. В то время как провинциальные города оставались более примитивными, с деревянными домами, скромными улицами и недостаточной инфраструктурой, что подчёркивало значительную разницу в уровне жизни между столицей и провинцией.
1. Назовите последовательно шесть пунктов плана параграфа. Для характеристики каждого из них подберите не более трех ключевых (отражающих главное) слов.
Преобразования Петра I: реформа, централизованное государство, модернизация. Развитие экономики: промышленность, сельское хозяйство, мануфактуры. Социальные изменения: крестьянство, сословия, крепостное право. Управление Россией: губернии, губернаторы, центральное управление. Культура и образование: просвещение, научные учреждения, литература. Внешняя политика: войны, дипломатия, расширение территории.
2. Найдите выводы по каждому пункту и проверьте, есть ли в них ваши ключевые слова. По пункту 5 сделайте вывод самостоятельно.
Преобразования Петра I: Пётр I провел важные реформы, направленные на укрепление центральной власти, модернизацию армии, экономики и культуры. Ключевые слова: реформа, централизованное государство, модернизация — все присутствуют. Развитие экономики: В это время наблюдается рост мануфактур, развитие сельского хозяйства и промышленности, что улучшает экономическое положение России. Ключевые слова: промышленность, сельское хозяйство, мануфактуры — все есть. Социальные изменения: Крепостное право и развитие сословных различий остаются главной особенностью российского общества. Ключевые слова: крестьянство, сословия, крепостное право — все совпадает. Управление Россией: Россия была разделена на губернии, и губернаторы обеспечивали управление и контроль. Центральное управление было сильным и эффективным. Ключевые слова: губернии, губернаторы, центральное управление — все есть. Культура и образование: Пётр I активно развивал культуру и образование, основывая научные учреждения, что способствовало росту научных знаний. Вывод самостоятельно: Пётр I сделал большой вклад в развитие науки и культуры, что способствовало модернизации общества. Внешняя политика: Россия расширила свои границы и укрепила своё влияние на международной арене через войны и дипломатические усилия. Ключевые слова: войны, дипломатия, расширение территории — все присутствуют.
3. Проверьте, можете ли вы самостоятельно объяснить следующие термины: барщина, государственные крепостные крестьяне, губернатор, губерния, император, империя, коллегии, натуральное хозяйство, мануфактура, приписные крестьяне, промыслы, ремесленники, уезд, ярмарка. При затруднениях обратитесь к словарю.
Барщина — повинность крестьян в виде бесплатного труда на земле помещика. Государственные крепостные крестьяне — крестьяне, находившиеся в зависимости от государства, но не от частных владельцев. Губернатор — глава губернии, назначаемый для управления административным регионом. Губерния — административно-территориальная единица в России. Император — монарх, глава империи, обладающий абсолютной властью. Империя — государство, в котором правит монарх, а территории включают различные народы и регионы. Коллегии — государственные учреждения, в которых решались важнейшие административные и хозяйственные вопросы. Натуральное хозяйство — хозяйство, ориентированное на самообеспечение, где производятся товары для собственного потребления. Мануфактура — крупное предприятие, где использовался ручной труд для массового производства товаров. Приписные крестьяне — крестьяне, обязанные работать на мануфактурах, в том числе без права покидать свои земли. Промыслы — ремесленные или кустарные работы, осуществляемые на дому или в небольших мастерских. Ремесленники — люди, занимающиеся производством товаров ручным трудом. Уезд — часть губернии, административно-территориальная единица. Ярмарка — крупная торговая выставка, где продавались товары с разных регионов.
Используя карту на обложке, назовите страны, с которыми граничила Российская империя в 1801 году.
В 1801 году Российская империя граничила с несколькими государствами: на западе с Пруссией, Польшей, Австрией; на юге — с Османской империей, Персией и Крымом; на востоке — с китайскими и монгольскими землями. Также на северо-западе Россия граничила с Швецией.
Определите по генеалогической таблице (с. 15), кто должен был занять российский трон в XIX столетии согласно закону Павла I о престолонаследии.
Закон Павла I о престолонаследии, принят в 1797 году, предусматривал, что трон должен был переходить по прямой мужской линии, и в случае отсутствия наследника по мужской линии — по мужской линии среди потомков его сестер. Согласно этому закону, в начале XIX века российский трон должен был занять сын Павла I — Александр I. Если бы он не стал императором, то на трон бы взошел его младший брат, Константин Павлович, однако Александр I стал императором в 1801 году.
Какие противоречия в развитии России к началу XIX в. вы могли бы указать?
К началу XIX века в России было несколько противоречий, которые затрудняли её развитие. Одним из них было существование крепостного права, которое тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности. Существование сословной иерархии также не способствовало равенству и свободе, что порождало социальное напряжение. Внутренние реформы, такие как модернизация армии и усиление центральной власти, вступали в противоречие с традиционным порядком и способами управления, создавая сложности для перехода к более современным методам управления и развития.
Определите по карте, к какой губернии (уезду) относился населённый пункт, в котором находится ваша школа. Обсудите по группам, что вам уже известно об истории своего края (губернии, населённого пункта) в XIX в. Проведите конкурс на лучший вопрос о прошлом своего края, на который хотелось бы получить ответ при изучении истории России в XIX в.
1. Почему выделенные пункты плана текста можно назвать комплексным подходом при раскрытии темы параграфа? Как он расширяет возможности освещения прошлого?
2. У каждого человека своё восприятие прошлого. Предлагаем вам вести исторические записки «Мой XIX век». Это могут быть ваши короткие эссе, суждения о минувшем, о людях, о событиях, обо всём, что производит на вас впечатление, вызывает интерес, пробуждает самые разнообразные чувства и мысли, позволяет лучше понять себя и смысл происходящего в стране в наши дни.