menu


ГДЗ по истории 9 класс Хейфец, Северинов § 9. Страны Азии на путях модернизации




1. Когда возник Индийский национальный конгресс (ИНК)? Каковы были цели его создания?

ИНК основан 28 декабря 1885 г. (Бомбей). Первоначальные цели (умеренное крыло): создать площадку для обсуждения общественно-политических вопросов, добиваться расширения представительства индийцев в администрации (введение советов, реформы в управлении), защиты экономических интересов индийцев, юридических и гражданских прав. Со временем — от реформистских требований к требованию самоуправления (swaraj) и в конечном счёте к независимости.

2. Когда была первая кампания неповиновения? Какие цели она преследовала и чем закончилась?

Первая крупная общенациональная кампания неповиновения (Non-Cooperation Movement) по инициативе М. Ганди: 1920–1922 гг.
Цели: протест против британской репрессивной политики (включая расправы 1919 г.), добиться политических прав, бойкот британских учреждений, товаров, школ, судов; мобилизовать массы в ненасильственном сопротивлении.

3. Из курса всеобщей истории 8 класса вспомните, в чём заключалась «реставрация Мэйдзи». Как она повлияла на развитие Японии в конце XIX — начале XX в.?

Реставрация Мэйдзи заключалась в 1868 году в свержении сёгуната Токугава и восстановлении реальной власти императора Мэйдзи с целью радикальной модернизации и централизации государства. Реформы затронули политическую систему, армию, школу, экономику и право; феодальные привилегии были упразднены, проведена индустриализация, построены железные дороги и флот, введены новые законы и конституция. В результате в конец XIX — начале XX века Япония превратилась из изолированного феодального общества в индустриальную, централизованную и претендующую на роль региональной державы страну.

1. Сравните национальные движения в различных странах Азии и выделите их особенности.

В Индии движение было в первую очередь антиколониальным, массовым и во многом ненасильственным, опиралось на широкие слои населения и моральную силу ненасилия. В Китае движение сочетало национально-освободительные и социально-революционные требования, развивалось в условиях раздроблённости и войн между милитаристами, привело к конкуренции между националистами (Гоминьдан) и коммунистами (КПК) и сопровождалось вооружённой борьбой. В Турции и Иране преобладал вариант верховной, авторитарной модернизации: руководители проводили государственную секуляризацию, централизацию и культурную модернизацию сверху. В Юго-Восточной Азии национальные движения нередко сочетали антиколониальную мобилизацию с вооружёнными формами борьбы и опирались на разные социальные силы. Особенности зависят от конкретного колониального статуса, социальной структуры общества и от того, шёл ли процесс модернизации сверху (государственный проект) или снизу (массовое национальное движение).

2. Кажется ли вам эффективной кампания неповиновения, развёрнутая сторонниками Ганди?

Ненасильственная кампания оказалась эффективной в ряде ключевых аспектов: она мобилизовала широкие слои населения, сделала борьбу за независимость всенародным движением, привлекла внимание мировой общественности и вынудила британскую администрацию идти на переговоры. Одновременно у метода имелись ограничения: ненасилие не сразу привело к полной политической свободе, движение зависело от дисциплины масс и от согласия различных социальных групп, а в условиях радикальных столкновений интересов и религиозных/этнических противоречий его ресурс был ограничен.

3. Сравните мероприятия Ататюрка в Турции и Реза-шаха в Иране. Что было общего в их политике? Что различного?

Общее: оба лидера проводили авторитарную, сверху организованную модернизацию, направленную на централизацию власти, укрепление армии, секуляризацию институтов, реформу образования и юридической системы, ограничение влияния религиозных элит и продвижение национальной идентичности. Различия: Ататюрк провёл радикальные культурные реформы — замена арабского письма латиницей, отчуждение халифата, декларация республики и системное кодифицирование кемалистских принципов; Реза-шах оставил монархическую форму правления, модернизация шла сильнее в инфраструктуре и бюрократии, политика языка и культуры была менее радикальной по сравнению с реформой алфавита в Турции, и процесс секуляризации в Иране имел свои особенности и ограничения.

4. Составьте хронологическую таблицу, свидетельствующую об агрессивном характере политики Японии.

• 1894–1895 — Первая японо-китайская война (усиление влияния Японии в Корее; присоединение Тайваня).
• 1904–1905 — Русско-японская война (Япония одержала победу, получает влияние в Маньчжурии и над Кореей).
• 1910 — Аннексия Кореи.
• 1931 — Мукденский инцидент → оккупация Маньчжурии; 1932 — создание марионеточного государства Маньчжоу-го.
• 1937 — Полномасштабное вторжение в Китай (вторая японо-китайская война; Нанкинская резня и т. п.).
• 1940 — Тройственный пакт (с Германией и Италией), усиление милитаризации.
• 1941 — Расширение на Юго-Восточную Азию и нападение на Перл-Харбор (Дек. 7) — начало войны с США и союзниками в Тихом океане.

5. Как менялись взаимоотношения между Гоминьданом и КПК в 1920—1930-е гг.? Объясните почему.

В начале 1920-х (первый единый фронт 1924–1927) стороны сотрудничали при поддержке советской помощи и кадровой помощи для объединения страны и борьбы с военачальниками. После смерти Сунь Ят-сена и усиления правого крыла Гоминьдана конфликт обострился; в апреле 1927 начались массовые чистки коммунистов в Шанхае и по всей стране, что привело к разрыву и к гражданской войне. Коммунисты были вытеснены в сельские опорные пункты, пережили «Долгий поход» (Long March) 1934–35 и в итоге укрепили свои позиции; в 1937-м в условиях японской агрессии стороны временно объединились во втором объединённом фронте. Причины смены отношений: идеологические разногласия, борьба за власть, социальная база и внешнее влияние (советская поддержка, интересы военных и землевладельцев).

1. Что из опыта русской революции хотел использовать в Китае руководитель Гоминьдана?

Речь шла прежде всего о принятии организационных и военных приёмов: централизованной партийной дисциплины, использования военной академии и партийно-военных структур, а также об обращении за советом и помощью к Советскому Союзу и Коминтерну. Эта модель помогла строить современную армию и партийную структуру, но затем вызвала конфликт с коммунистами, когда интересы руководства Гоминьдана изменились.

2. Обсудите, кого Танака считает главными противниками Японии. Свой ответ обоснуйте.

В его политике очевидно стремление противостоять влиянию Советского Союза и к усилению позиций Японии в Китае и на материке; его внешняя линия характеризовалась готовностью к силовым действиям на материковом театре, а в 1920–30-е гг. в японских стратегических кругах СССР и коммунистические силы рассматривались как главная угроза, наряду с непрекращающимися китайскими проблемами. Упоминание так называемого «Меморандума Танаки» иллюстрировало представления о враждебных внешних силах, хотя подлинность этого документа оспаривается историками.






ГДЗ по истории 9 класс учебник Хейфец, Северинов параграф 9

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):