Вспомните, какие особенности были характерны для сознания человека в Средние века и раннее Новое время? 1. С чем связано улучшение питания в XIX - начале XX в.? 2. Почему одежда разных социальных слоёв становилась всё более похожей? 3. Какие новые бытовые приборы, средства транспорта и связи появились в это время? 4. Какие возникли новые формы проведения досуга? 5. С чем было связано иное восприятие времени? 1 Как улучшение питания сказалось на демографии, экономике и политике? Свой ответ поясните. 2. Можно ли назвать демократизацию общей чертой описанных в параграфе изменений? 3. Сравните «высокую» и «массовую» культуру. Сформулируйте основные различия. 4. Подумайте о сочетании индивидуализма и коллективизма в поведении человека. Каким оно было в Средние века и раннее 1. О каких процессах говорится в приведённом отрывке и каковы их причины? Каково отношение автора к этим процессам? 2. Как приведённое высказывание соотносится с теми изменениями в мировосприятии и поведении человека, о которых говорилось в тексте параграфа? Вопросы и задания к главе I 1. Какие последствия промышленной революции кажутся вам наиболее важными и почему? 2. Сравните общество раннего Нового времени и XIX в. Выделите черты сходства и различия. 3. Проведите сравнительный анализ национальной идеологии и других типов идеологий (либерального, консервативного, социалистического, анархического). 4. Какие изменения в пауке и образовании вы считаете самыми существенными? 5. Какое из художественных направлений в искусстве XIX — начала XX в. вам наиболее близко? Можете ли вы объяснить, почему? Творческие работы и проекты 1. Используя материал главы и дополнительную информацию, подготовьте проект «Достижения XIX в. в истории человечества». Если бы вы могли, что бы вы взяли из прошлого в наши дни? 2. Подготовьте проект «Символы нации». Выясните, когда они появились и как в них отражаются особенности каждого из национальных характеров. Сделайте презентацию на эту тему. 3. Подготовьте проект «Культура без границ». В нём расскажите о взаимовлияниях культуры европейских стран и России, ориентируясь Как проходил процесс модернизации в ведущих европейских странах и США? Определите общие черты и особенности модернизации в каждой стране.