В чём заключалась научная революция XVI—XVII вв.? Какую роль в образовании и науке сыграло Просвещение?
Научная революция XVI—XVII веков была периодом существенных изменений в научном мышлении и методах, которые привели к новой научной парадигме. Основные черты этой революции включают:
Отказ от авторитета античной и средневековой науки: Ученые начали применять эмпирический метод и эксперименты для проверки гипотез, вместо того чтобы полагаться на авторитет классических текстов.
Гелиоцентрическая система: Николай Коперник предложил модель Солнечной системы, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Это противоречило геоцентрической системе, признанной церковью.
Математизация науки: Развитие математики, особенно в трудах Галилея Галилея и Исаака Ньютона, позволило описывать природные явления с использованием математических уравнений.
Операционизм: Ученые начали измерять и описывать явления так, чтобы они были поддающимися измерению и тестированию.
Преодоление религиозных догм: Научные исследования привели к конфликту с церковью, так как некоторые открытия противоречили религиозным учениям.
Просвещение, или эпоха разума, было движением в XVII—XVIII веках, акцентировавшим на разуме, науке, образовании и духовной независимости. Роль Просвещения в образовании и науке:
Большее распространение образования: Просвещение способствовало созданию школ, университетов и библиотек, делая образование более доступным.
Поддержка научных исследований: Просвещенные монархи и философы финансировали научные исследования и ученых.
Сближение науки и образования с повседневной жизнью: Просвещение поднимало значение практической применимости знаний и популяризировало науку среди широкой публики.
Критика религиозных и общественных устоявшихся истин: Философы Просвещения подвергали сомнению догмы и авторитеты, стимулируя критическое мышление.
1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX - начале XX в.? Почему среднее и высшее образование получала лишь небольшая доля населения?
Распространение грамотности в XIX - начале XX века было связано с расширением образовательных возможностей, включая создание школ и других учебных заведений. Однако среднее и высшее образование было доступно далеко не всему населению из-за социальных и экономических ограничений.
2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать?
Рост интереса к знаниям был поддержан улучшением доступа к печатной продукции, созданием общественных библиотек и изданием научных журналов.
3. Как складывалась новая научная картина мира?
Новая научная картина мира включала гелиоцентрическую модель Солнечной системы, законы движения планет и представление о механической природе мира.
4. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете?
Выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии: Дмитрий Менделеев разработал периодическую систему химических элементов, которая предсказала свойства ещё не открытых элементов и стала фундаментом химической науки. Иван Павлов провел исследования по условному рефлексу и физиологии пищеварения, за что был удостоен Нобелевской премии.
5. Почему история считалась «наукой века» и какие с ней происходили изменения?
История называется "наукой века", так как научные методы и принципы стали более систематически применяться к изучению и анализу исторических процессов. В XIX веке историки начали более критически подходить к анализу источников, проводить детальные исследования эпох и событий, что позволило более точно воссоздавать исторические события.
6. Как развитие науки повлияло на отношение к человеку?
Развитие науки повлияло на отношение к человеку:
Прогресс медицины и биологии позволил лучше понимать физиологию человека, что повысило качество жизни и продлило её. Развитие психологии и социологии помогло лучше понимать психологические и социальные аспекты человеческой природы и поведения. Расширение знаний о происхождении человека и эволюции внесло свой вклад в понимание человека как части природы. Философия и этика стали более осознанно влиять на размышления о ценности и смысле человеческой жизни.
1. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким образом они могли влиять друг на друга?
Рост грамотности и политическая демократизация были взаимосвязаны. Рост грамотности способствовал повышению образованности населения, что может способствовать более информированным и осознанным гражданам, способным участвовать в политической жизни страны.
2. Девизом научной революции XVI- XVII вв. были слова Ф Бэкона «знание - сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в.
Девиз "знание - сила" Фрэнсиса Бэкона воплотился в создании новых технологий, научных открытий и применении науки в различных областях, таких как промышленность, медицина и образование, что существенно повлияло на развитие общества в XIX веке.
3. Повлияло ли изменение представлений о человеке на идею прогресса? Если да. то каким образом? Ответ аргументируйте.
Изменение представлений о человеке, его роли и возможностях стало важной частью идеи прогресса. Прогрессивные идеи научной революции, Просвещения и развития науки формировали понимание человека как разумного существа, способного к инновациям, и утверждали, что человечество может совершенствовать свой мир через научные и технологические достижения.