1. Вспомните, что вы знаете о сословном делении общества в раннее Новое время. Что такое демографическая революция? Каковы её причины и социальные последствия?
В раннее Новое время общество было разделено на сословия, такие как дворянство, духовенство, крестьянство и горожане. Демографическая революция - это период значительного роста населения, который произошел в Европе в XVIII-XIX веках. Её причины включали в себя улучшение сельского хозяйства, сокращение смертности благодаря медицинским и санитарным усовершенствованиям, а также увеличение пищевой доступности. Социальными последствиями демографической революции были рост городского населения, изменения в семейной структуре и трудовой силе.
2. Какие социальные причины влияли на урбанизацию? Какими темпами увеличивалось население города?
Урбанизация была влияна социальными причинами, такими как развитие промышленности, привлекательность городской жизни и сельскохозяйственные проблемы. Население городов росло экспоненциально, особенно во времена промышленной революции.
3. Приведите примеры пространственной и социальной мобильности населения.
Пространственной мобильностью населения являются переезды из одного места в другое, в то время как социальной мобильностью является изменение социального статуса. Примеры пространственной мобильности включают миграцию сельского населения в города в поисках работы. Примерами социальной мобильности могут быть крестьяне, ставшие рабочими, и рабочие, ставшие предпринимателями.
4. Какие изменения социальной структуры общества были самыми важными? Свой ответ поясните.
Самыми важными изменениями социальной структуры общества были рост индустриальной рабочей силы, уменьшение численности сельского населения и возникновение новых социальных классов, таких как рабочие и буржуазия.
5. Почему главной социальной проблемой конца XIX - начала XX в. был рабочий вопрос?
Главной социальной проблемой конца XIX - начала XX века был рабочий вопрос из-за низких заработных плат, длительных рабочих часов, плохих условий труда и отсутствия социальной защиты. Рабочие массово выходили на забастовки и требовали улучшения своих условий жизни и труда.
1. Используя дополнительные источники информации, сравните рост численности населения России и ведущих европейских стран в начале, середине и конце XIX в. Какие выводы можно сделать на основании полученных результатов?
В начале, середине и конце XIX века Россия и ведущие европейские страны (например, Великобритания, Франция, Германия) имели разные тенденции в росте численности населения. В начале XIX века Россия имела одну из самых быстрорастущих популяций в мире, но по мере приближения к концу века темпы роста снизились. Ведущие европейские страны также видели увеличение населения, но в некоторых из них, таких как Великобритания, начался процесс замедления роста населения уже в середине XIX века. Выводы: Россия в начале XIX века испытывала бурный рост населения, но в конце века этот рост замедлился. Европейские страны имели более устойчивые тенденции к умеренному росту населения.
2. Назовите положительные и отрицательные последствия урбанизации. Обоснуйте своё мнение.
Положительные последствия урбанизации включают экономический рост, развитие инфраструктуры, доступ к образованию и культурным возможностям. Отрицательные последствия включают перегруженность городов, загрязнение окружающей среды, ухудшение условий жизни, социальные неравенства и проблемы здоровья, такие как стресс и болезни, связанные с городской жизнью. Мнение о положительных и отрицательных последствиях урбанизации может варьироваться в зависимости от контекста и местоположения.
3. Перечислите черты сходства и различия в социальном развитии России и стран Западной Европы.
Черты сходства в социальном развитии России и стран Западной Европы в XIX веке включают процессы индустриализации, урбанизации, рост образования и культурного развития. Обе стороны сталкивались с проблемами, такими как социальные неравенства и рабочие протесты. Однако существовали и различия, такие как разные политические системы (абсолютизм в России и конституционные монархии в Западной Европе), что влияло на характер и темпы реформ.
4. Используя учебный материал по всеобщей и отечественной истории, сравните политику правящих кругов в отношении рабочих в России и других европейских странах.
Политика правящих кругов в отношении рабочих в России и других европейских странах в XIX веке имела схожие и разные аспекты. Сходные аспекты включали в себя сопротивление рабочих попыткам организации их прав и улучшения условий труда, а также использование полиции и вооруженных сил для подавления протестов. Однако в Западной Европе, особенно в Великобритании, происходило более активное взаимодействие между рабочими и правительством, что привело к появлению законов о труде и социальной защите. В России абсолютистская система и подавление любых форм оппозиции делали реформы более ограниченными.