1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.
2. Что такое СУБД?
СУБД (система управления базами данных) - это специализированное программное обеспечение, предназначенное для создания, управления и обработки баз данных. Она обеспечивает удобный доступ к данным, их хранение, поиск, модификацию и анализ.
3. Какая СУБД установлена на компьютерах в вашем классе?
Access из Microsoft Office
4. С чего начинается создание БД?
Создание базы данных начинается с определения ее структуры и описания сущностей (таблиц), их атрибутов (полей) и связей между ними. Этот процесс называется проектированием базы данных.
5. Перечислите основные объекты СУБД. Какие функции они выполняют?
Таблицы: для хранения данных в виде строк и столбцов. Запросы: для извлечения, обновления, добавления или удаления данных из таблиц. Формы: для создания пользовательского интерфейса для ввода и отображения данных. Отчеты: для представления данных в удобной форме, например, в виде таблиц или графиков. Макросы: для автоматизации повторяющихся задач или последовательностей действий. Модули: для написания программного кода на языке программирования, который выполняет сложные операции или обработку данных.
6. Ниже в табличной форме представлены характеристики ноутбуков, имеющихся в продаже в компьютерном салоне:
а) Какую строку будет занимать запись, содержащая сведения о ноутбуке Asus F70SL, после сортировки данных по возрастанию значений поля НАЗВАНИЕ?
б) Какую строку будет занимать запись, содержащая сведения о ноутбуке Asus F70SL, после сортировки данных по убыванию значений поля ЖЁСТКИЙ ДИСК?
в) Какую строку будет занимать запись, содержащая сведения о ноутбуке Asus F70SL, после сортировки данных сначала по убыванию значений поля ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, затем по возрастанию значений поля ЖЁСТКИЙ ДИСК?
а) вторую строку
б) вторую
в) четвертую
7. Как будет выглядеть список (фамилия, имя) учеников после сортировки данных по возрастанию значений поля ДАТА РОЖДЕНИЯ базы данных «Наш класс» (рис. 1.18)?
Сначала будут отображены ученики с наименьшей датой рождения, затем ученики с последующими датами рождения
8. Укажите все записи базы данных «Наш класс» (рис. 1.18), для которых будут истинными простые логические выражения 1-6 (табл. 1.6).
1. Рост<=160
1, 2, 3, 5, 6, 7, 9
2. УВЛЕЧЕНИЕ=футбол
1, 3, 5
3. ФАМИЛИЯ=Патрина
6, 7
4. УВЛЕЧЕНИЕ<>танцы
1, 3, 4, 5, 6, 8, 10
5. ДАТА>31.12.01
4, 9, 10
6. НАЛИЧИЕ ПК=1
1, 2, 3, 6, 7, 8, 10
9. Укажите все записи базы данных «Наш класс» (рис. 1.18), для которых будут истинными сложные логические выражения 1-3 (табл. 1.7).
1. РОСТ>160 И УВЛЕЧЕНИЕ=’плавание’
4, 8
2. РОСТ>160 ИЛИ УВЛЕЧЕНИЕ=’плавание’
4, 8, 10
3. ИМЯ=’Ольга’ и ДАТА<>#09.05.02#
4
10. Какова цель запроса на выборку?
Цель запроса на выборку - извлечение данных из базы данных в соответствии с определенными критериями или условиями. Этот тип запроса позволяет получить только необходимую информацию, что упрощает анализ данных и повышает эффективность работы с ними.
11. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных с годовыми оценками учащихся:
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяет следующему условию?
а) АЛГЕБРА>3 И ИНФОРМАТИКА>4 И ПОЛ='М'
б) (АЛГЕБРА>4 ИЛИ ИНФОРМАТИКА>4) И ПОЛ='Ж'
в) ФИЗИКА=3 ИЛИ АЛГЕБРА=3 ИЛИ ГЕОМЕТРИЯ=3 ИЛИ ИНФОРМАТИКА=3
г) (ФИЗИКА=3 ИЛИ АЛГЕБРА=3) И (ГЕОМЕТРИЯ=3 ИЛИ ИНФОРМАТИКА=3)
а) 1
б) 2
в) 3
г) 1
12. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных с результатами олимпиады по информатике:
а) ПОЛ='М' И СУММА>55
б) (ЗАДАЧА<ЗАДАЧА2) И (ЗАДАЧА2<ЗАДАЧА3)
в) ЗАДАЧА 1=30 ИЛИ ЗАДАЧА2=30 ИЛИ ЗАДАЧА3=30
г) ЗАДАЧА 1=30 И ЗАДАЧА2=30 И ЗАДАЧА3=30
а) 2
Тестовые задания для самоконтроля
1. Выберите верное утверждение:
а) Один объект может иметь только одну модель
б) Разные объекты не могут описываться одной моделью
+в) Электрическая схема — это модель электрической цепи
г) Модель полностью повторяет изучаемый объект
2. Выберите неверное утверждение:
а) Натурные модели — реальные объекты, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта
б) Информационные модели описывают объект-оригинал на одном из языков кодирования информации
в) Динамические модели отражают процессы изменения и развития объектов во времени
+г) За основу классификации моделей может быть взята только предметная область, к которой они относятся
3. Какие признаки объекта должны быть отражены в информационной модели ученика, позволяющей получать следующие сведения: возраст учеников, увлекающихся плаванием; количество девочек, занимающихся танцами; фамилии и имена учеников старше 14 лет?
а) имя, фамилия, увлечение
б) имя, фамилия, пол, пение, плавание, возраст
в) имя, увлечение, пол, возраст
+г) имя, фамилия, пол, увлечение, возраст
4. Выберите элемент информационной модели учащегося, существенный для выставления ему оценки за контрольную работу по информатике:
а) наличие домашнего компьютера
+б) количество правильно выполненных заданий
в) время, затраченное на выполнение контрольной работы
г) средний балл за предшествующие уроки информатики
5. Замена реального объекта его формальным описанием — это:
а) анализ
б) моделирование
+в) формализация
г) алгоритмизация
6. Выберите знаковую модель:
а) рисунок
б) схема
в) таблица
+г) формула
7. Выберите образную модель:
+а) фотография
в) текст
г) формула
8. Выберите смешанную модель:
а) фотография
+б) схема
9. Описания предметов, ситуаций, событий, процессов на естественных языках — это:
+а) словесные модели
б) логические модели
в) геометрические модели
г) алгебраические модели
10. Модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются:
а) математическими моделями
+б) компьютерными моделями
в) имитационными моделями
г) экономическими моделями
11. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:
а) математической модели
б) табличной модели
в) натурной модели
+г) иерархической модели
12. Графической моделью иерархической системы является:
а) цепь
б) сеть
в) генеалогическое дерево
+г) дерево
13. Расписание движения электропоездов может рассматриваться как пример:
+а) табличной модели
б) графической модели
в) имитационной модели
г) натурной модели
14. Какая тройка понятий находится в отношении «объект - натурная модель — информационная модель»?
а) человек — анатомический скелет — манекен
б) человек — медицинская карта — фотография
в) автомобиль — рекламный буклет с техническими характеристиками автомобиля — атлас автомобильных дорог
+г) автомобиль — игрушечный автомобиль — техническое описание автомобиля
15. На схеме изображены дороги между населёнными пунктами А, В, С, D и указаны протяжённости этих дорог.
Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга. Укажите длину кратчайшего пути между ними.
а) 17
б) 15
+в) 13
г) 9
16. Населённые пункты А, В, С, D соединены дорогами. Время проезда на автомобиле из города в город по соответствующим дорогам указано в таблице:
Турист, выезжающий из пункта А, хочет посетить все города за кратчайшее время. Укажите соответствующий маршрут.
а) ABCD
б) ACBD
в) ADCB
+г) ABDC
17. В школе учатся четыре ученика — Андреев, Иванов, Петров, Сидоров, имеющие разные увлечения. Один из них увлекается теннисом, другой — бальными танцами, третий — живописью, четвёртый — пением. О них известно:
Иванов и Сидоров присутствовали на концерте хора, когда пел их товарищ;
Петров и теннисист позировали художнику;
теннисист дружит с Андреевым и хочет познакомиться с Ивановым.
Чем увлекается Андреев?
а) теннисом
+б) живописью
в) танцами
г) пением
18. Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат три кучки камней, в первой из которых 2 камня, во второй — 3 камня, в третьей — 4 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или удваивает число камней в какой-то куче, или добавляет по два камня в каждую из куч. Выигрывает игрок, после хода которого либо в одной из куч становится не менее 15 камней, либо общее число камней во всех трёх кучах становится не менее 25. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков?
а) игрок, делающий первый ход
+б) игрок, делающий второй ход
в) каждый игрок имеет одинаковый шанс на победу
г) для этой игры нет выигрышной стратегии
19. База данных — это:
а) набор данных, собранных на одном диске
б) таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы
в) прикладная программа для обработки данных пользователя
+г) совокупность данных, организованных по определённым правилам, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения
20. Какая база данных основана на табличном представлении информации об объектах?
а) иерархическая
б) сетевая
в) распределённая
+г) реляционная
21. Строка таблицы, содержащая информацию об одном конкретном объекте, — это:
а) поле
+б) запись
в) отчёт
г) форма
22. Столбец таблицы, содержащий определённую характеристику объекта, — это:
+а) поле
б) запись
г) ключ
23. Системы управления базами данных используются для (выберите наиболее полный ответ):
+а) создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации
б) сортировки данных
в) организации доступа к информации в компьютерной сети
г) создания баз данных
24. Какое из слов НЕ является названием базы данных?
а) Microsoft Access
б) OpenOffice.org Base
+в) OpenOffice.org Writer
г) FoxPro
25. В табличной форме представлен фрагмент базы данных:
На какой позиции окажется товар «Сканер планшетный», если произвести сортировку данных по возрастанию столбца КОЛИЧЕСТВО?
а) 5
+в) 3
г) 6
26. В табличной форме представлен фрагмент базы данных:
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяет условию
ЦЕНА>20 ИЛИ ПРОДАНО<50?
г) 4