1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.
Преимущества табличных информационных моделей по сравнению со словесными описаниями заключаются в большей наглядности и компактности. В таблицах можно легко систематизировать данные, сравнивать различные характеристики и выявлять закономерности. Словесное описание может быть длинным и трудным для восприятия, тогда как таблица позволяет быстро найти нужную информацию. Примером может служить таблица с расписанием уроков, которая наглядно показывает, какие предметы проходят в каждый день недели.
3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы имеете дело:
а) на уроках в школе;
б) в повседневной жизни.
Примеры табличных информационных моделей: а) на уроках в школе можно встретить таблицы в учебниках по математике (например, таблица умножения), биологии (таблицы классификации живых организмов), географии (таблицы с климатическими данными); б) в повседневной жизни — расписания транспорта, таблицы с ценами на продукты в магазине или таблицы для учета домашних финансов.
4. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?
Таблица "Табель успеваемости", расположенная в конце дневника, относится к типу "объекты-свойства". В таблице размещаются оценки, которые являются свойствами учебных предметов, а также указываются периоды оценивания, что позволяет систематизировать информацию о достижениях ученика.
5. Узнайте, в каких случаях в ячейку таблицы ставится знак «х». Почему мы использовали этот знак в таблице (пример 2)?
Знак "х" ставится в ячейку таблицы, когда невозможно занести в неё данные или информация по данному пункту отсутствует. В примере 2 такой знак используется, чтобы обозначить отсутствие данных или невозможность их записи, например, при попытке измерить расстояние между двумя одинаковыми объектами, когда расстояние равно нулю.
6. Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 1 камень, а во второй — 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то куче, или добавляет 2 камня в какую-то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 17. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков — игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.
В этой игре выигрывает первый игрок при безошибочной игре обоих игроков. Первый игрок может начать с того, что увеличит вторую кучу (с двумя камнями) в три раза, доведя её до шести камней. Тогда второй игрок не сможет выиграть следующим ходом, так как любое действие, увеличивающее число камней в кучах, не приведёт к победе, поскольку общая сумма будет меньше 17. Первый игрок может продолжать увеличивать количество камней в куче или добавлять к ним, постепенно приближая общее число к 17, что приведет его к победе.
7. Таблица стоимости перевозок устроена следующим образом: числа, стоящие на пересечениях строк и столбцов таблиц, означают стоимость перевозок между соответствующими соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними. Стоимость перевозок по маршруту складывается из стоимостей перевозок между соседними станциями. Перевозки между населёнными пунктами А, В, С, D, Е осуществляют три компании, представившие стоимость своих услуг в табличной форме. Какая компания обеспечивает минимальную стоимость проезда из А в B?
Для решения задачи о минимальной стоимости проезда из А в B, необходимо провести анализ стоимости перевозок, указанных в таблице для каждой из трех компаний, и найти наименьшую стоимость для маршрута А-B. Необходимо сложить значения стоимости между соседними станциями, которые находятся между А и B, и выбрать компанию с минимальной суммой.
8. Соревнования по плаванию были в самом разгаре, когда стало ясно, что первые четыре места займут мальчики из пятёрки лидеров. Их имена: Валерий, Николай, Михаил, Игорь, Эдуард, фамилии: Симаков, Чигрин, Зимин, Копылов, Блинов (имена и фамилии названы в произвольном порядке). Нашлись знатоки, которые предсказали, что первое место займёт Копылов, второе — Валерий, третье — Чигрин, четвёртое — Эдуард. Но ни один из ребят не занял того места, какое ему предсказывали. На самом деле первое место завоевал Михаил, второе — Симаков, третье — Николай, четвёртое — Блинов, а Чигрин не попал в четвёрку сильнейших. Назовите имя и фамилию каждого из лидеров.
Михаил занял первое место, и, по условию, он не мог быть Копыловым, Чигриным, Симаковым или Блиновым, следовательно, Михаил — Зимин. Николай занял третье место и не мог быть Копыловым, Чигриным или Блиновым, а значит, Николай — Копылов. Чигрин, как сказано в задаче, не попал в четверку, и, таким образом, Игорь — Чигрин. Эдуард занял второе место, следовательно, он — Симаков, а Валерий — Блинов.
Итак, финальные результаты:
Михаил Зимин — 1-е место. Эдуард Симаков — 2-е место. Николай Копылов — 3-е место. Валерий Блинов — 4-е место.
9. В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут четыре супружеские пары (в каждом городе — одна пара). Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий, Ольга, Мария, Светлана, Екатерина. Антон живёт в Норильске, Борис и Ольга — супруги, Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария живёт в Москве, Светлана — в Ростове. В каком городе живёт каждая из супружеских пар?
Антон живет в Норильске, и, поскольку Ольга и Борис — супруги, они живут в одном городе. По условию Григорий и Светлана не живут в одном городе, но Светлана живет в Ростове, что оставляет Григорию и Екатерине другой город. Мария живет в Москве.
Таким образом:
Антон и Екатерина живут в Норильске. Борис и Ольга живут в Пятигорске. Давид и Мария живут в Москве. Григорий и Светлана живут в Ростове.
10. Постройте граф, отражающий разновидности информационных моделей.
Граф для информационных моделей можно построить, исходя из классификации типов моделей, таких как знаковые, вербальные, математические и компьютерные модели. Вершинами графа будут эти виды моделей, а рёбрами — связи между ними, демонстрирующие переходы и взаимосвязи между типами моделей.