1. Что такое природные ресурсы?
Природные ресурсы - это все материальные и энергетические элементы природы, которые используются человеком для удовлетворения своих потребностей.
2. Приведите примеры классификаций природных ресурсов.
Примеры классификаций природных ресурсов:
По происхождению: минеральные, растительные, животные, атмосферные. По возобновляемости: возобновимые (леса, рыба, солнечная энергия) и невозобновимые (нефть, уголь, природный газ). По природно-климатическим зонам: ресурсы тундры, лесов, степей и т.д.
3. Как оцениваются природные ресурсы страны?
Оценка природных ресурсов страны включает в себя оценку их количества, качества, месторождений, потенциала для добычи и использования. Она может проводиться с помощью геологических исследований, изучения биоразнообразия, а также экономических исследований.
Для каждого района приведите примеры ресурсов, которые в них сосредоточены. Какие из них являются основой развития данных районов?
Примеры ресурсов, сосредоточенных в различных районах:
В зонах тундры: древесина, морские биоресурсы. В лесных зонах: лес, древесина, дичь. В степных зонах: сельскохозяйственные культуры, скотоводство. В горных районах: полезные ископаемые, горнодобывающая промышленность.
Вспомните, что такое возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.
Возобновимые природные ресурсы могут восстанавливаться при определенных условиях, например, леса могут восстановиться при правильном лесопользовании. Невозобновимые природные ресурсы исчерпываются и не восстанавливаются, например, запасы нефти.
В каких природно-климатических условиях вырубленный лес может не восстановиться совсем или будет восстанавливаться очень долго?
Лес может не восстанавливаться совсем или восстанавливаться очень долго в природно-климатических условиях, где процессы разложения органической массы медленны и где ресурсы для самовосстановления ограничены. Примерами таких условий могут быть:
Тундра, где короткий сезон роста и низкие температуры могут замедлить процесс разложения органических остатков. Высокогорья, где климат холодный и экстремальный, что затрудняет рост деревьев. Скалистые пустыни, где почва практически отсутствует.
Сравните отношение людей к воде в пустыне и в переувлажнённой, заболоченной местности.
В пустынных условиях вода является критически важным ресурсом, и её сохранение и использование регулируются строгими нормами. В переувлажнённых местностях вода также важна, но управление ею может быть ориентировано на предотвращение заболачивания и вредных последствий.
Вспомните, как шло освоение азиатской части России. Можно ли утверждать, что развитие промышленности началось одновременно в европейской и азиатской частях нашей страны?
Освоение азиатской части России началось позже, чем в европейской части. Развитие промышленности было неодновременным, причем на западе страны индустриализация произошла раньше, благодаря более благоприятным природным условиям и близости к западноевропейским рынкам.
Природные ресурсы - это естественные материалы, объекты и силы окружающей среды, которые человек использует для своих нужд и потребностей.
2. Составьте схему «Классификация природных ресурсов».
Схема "Классификация природных ресурсов":
I. По происхождению: A. Регенерируемые (восполняемые) 1. Растительные (леса, растения) 2. Животные (рыба, дичь) 3. Минерально-сырьевые (почвы, минералы) B. Нерегенерируемые (не восполняемые) 1. Энергетические (нефть, газ) 2. Неэнергетические (металлы, камни)
II. По характеру использования: A. Потребляемые непосредственно (пищевые, вода) B. Потребляемые после преобразования (сырье для производства) C. Энергетические (топливо для энергетики)
III. По степени доступности: A. Основные (широко используемые) B. Ограниченные (требуют особой осторожности) C. Уникальные (единичные и невоспроизводимые)
3. Дайте характеристику основных проблем использования природных ресурсов в России.
Основные проблемы использования природных ресурсов в России включают в себя:
Избыточное и неэффективное использование ресурсов, что может привести к исчерпанию некоторых видов ресурсов. Экологические проблемы, связанные с загрязнением и разрушением природной среды при добыче и переработке ресурсов. Проблемы управления и контроля за природными ресурсами, включая незаконную добычу и вывоз. Социальные проблемы, такие как конфликты между различными интересами и группами населения, связанные с использованием природных ресурсов. Неравномерное распределение ресурсов по территории страны, что может вызывать региональные неравенства и конфликты. Влияние изменения климата на доступность и устойчивость природных ресурсов, таких как водные и сельскохозяйственные ресурсы.
1. Известный географ Ю. К. Ефремов писал: «Природа — арена труда и отдыха. Она сокровищница богатств, поставщик сырья и энергии, а значит, одна из основ экономики... Мы используем природные богатства и условия, охраняем и преобразуем их». Как вы считаете, прав ли автор этих строк? Докажите свою точку зрения.
Оценка автора Ю. К. Ефремова о природе как арене труда и источнике богатств в целом верна. Природные ресурсы являются основой экономики, их использование обеспечивает производство и потребление. Однако важно соблюдать баланс между экономическим развитием и сохранением природы, чтобы не исчерпать ресурсы и не нанести ущерб окружающей среде.
2. Ряд исследователей считают, что во многих случаях возобновимость и невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека. Свой ответ аргументируйте.
Возобновляемость и неозобновляемость природных ресурсов часто зависит от способа и интенсивности их использования человеком. Например, лес может быть возобновляемым при управлении лесопользованием, а также возобновляемыми могут стать некоторые рыбные ресурсы при введении квот и ограничений на лов. Тем не менее, если ресурсы будут эксплуатироваться без ограничений и учёта возобновления, они могут перейти в категорию невозобновляемых.
3. Используя знания из курса истории, расскажите, какие природные ресурсы и почему были наиболее важными для человека в разные периоды: XI—XII вв.; конец XVIII—XIX в.; первая половина XX в.; вторая половина XX в.; начало XXI в.
XI—XII вв.:
В этот период, в средние века, природные ресурсы, такие как земля для сельского хозяйства и лес для строительства и топлива, были ключевыми для выживания. Сельское хозяйство было основным источником продовольствия и благосостояния. Реки были важными транспортными путями для торговли и коммуникации между городами и областями. Конец XVIII—XIX в.:
Началась промышленная революция, и природные ресурсы, такие как уголь, железо и нефть, стали крайне важными для развития индустрии и производства. Земля по-прежнему была важным ресурсом, но акцент начал смещаться с сельского хозяйства на промышленность. Первая половина XX в.:
В это время нефть и нефтепродукты стали ключевыми для мировой энергетики, и природные ресурсы были в центре внимания из-за важности для промышленности и автомобильного транспорта. Водные ресурсы стали использоваться для генерации электроэнергии, что также стало важным элементом промышленной инфраструктуры. Вторая половина XX в.:
В это время ядерная энергия и атомные ресурсы стали ключевыми для оборонной и энергетической политики различных стран. Также стало явно видно, что неконтролируемое использование природных ресурсов может привести к экологическим проблемам. Начало XXI в.:
В настоящее время, в условиях изменения климата и устойчивости, природные ресурсы, такие как возобновляемая энергия, стали ключевыми для перехода к более экологически чистой и устойчивой экономике. С учетом роста населения и развития технологий важность сельского хозяйства и продовольственных ресурсов сохраняется.
4. Приведите аргументы в защиту того, что ресурсная база России оказывает влияние на развитие её экономики, социальной и культурной сферы, на экологическую ситуацию.
Значение ресурсной базы России огромно, так как страна обладает богатством природных ресурсов, включая энергетические ресурсы (нефть, газ), минеральные ресурсы (уголь, металлы), леса, водные ресурсы и др. Эти ресурсы влияют на экономическое развитие, социальные программы, структуру занятости и экологическую устойчивость страны.
1. Используя дополнительные источники информации, дайте оценку природно-ресурсного потенциала вашего региона.
2. Используя дополнительные источники информации, расскажите, как изменяется значение индекса человеческого развития на территории нашей страны. Полученные результаты оформите в виде таблицы. Проанализируйте собранную информацию и сделайте выводы.