1. С какой целью и как проводился опыт с двумя маятниками, изображённый на рисунке 113? 2. В чём заключается явление, называемое резонансом? 3. К каким колебаниям — свободным или вынужденным — применимо понятие резонанса? 4. Приведите примеры,
показывающие, что в одних случаях резонанс может быть полезным
явлением, а в других — вредным.
УПРАЖНЕНИЕ 32
1. Маятник 3 (рис. 114) совершает свободные колебания.
а) Какие колебания — свободные или вынужденные — будут совершать при этом маятники 1, 2 и 4?
б) Каковы собственные частоты маятников 1, 2 и 4 по
сравнению с частотой колебаний маятника 3?
в) Какой из маятников 1, 2 и 4 колеблется в резонанс
с маятником 3? По каким признакам вы это определили?
2. Вода, которую мальчик несёт в ведре, начинает сильно расплёскиваться. Мальчик меняет темп ходьбы
(или просто «сбивает ногу»), и расплёскивание прекращается. Почему так происходит?
3. Собственная частота качелей равна 0,5 Гц. Через какие промежутки
времени нужно подталкивать их в одну сторону, чтобы раскачать
как можно сильнее, действуя относительно небольшой силой?