1. Что называют дисперсией света? 2. Расскажите об опыте по преломлению белого света в призме (ход опыта, результаты, вывод).
3. Расскажите об опыте, изображённом на рисунке 187. 4. В чём заключается физическая причина различия цветов окружающих нас
тел? 5. Используя рисунок 190, расскажите об устройстве двухтрубного спектроскопа. 6. Чем спектрограф отличается от спектроскопа?
Рассмотрите рисунок 191, а, на котором показана схема устройства
однотрубного спектроскопа. Спектроскоп сконструировал в 1815 г.
немецкий физик Йозеф Фраунгофер (1787—1826). Этот прибор
был необходим учёному для исследования явления дисперсии, которым он занимался в то время. Объясните по рисунку 191, б, почему
при входе в призму ADB лучи отклоняются в сторону более широкой
её части (угол преломления меньше угла падения), а при входе в
призму DBE — в сторону более узкой её части (угол преломления
больше угла падения). Расскажите, как работает однотрубный спектроскоп.
УПРАЖНЕНИЕ 44
1. На столе в тёмной комнате лежат два листа бумаги — белый и чёрный. В центре каждого листа наклеен оранжевый круг. Что вы увидите, осветив эти листы белым светом; оранжевым светом такого же
оттенка, как и круг?
2. На белом фоне написан текст синими буквами. Через стекло какого
цвета нельзя увидеть надпись?
ЗАДАНИЕ 21
1. Напишите на белом листе бумаги первые буквы названий всех цветов спектра фломастерами соответствующих цветов: К — красным,
О — оранжевым, Ж — жёлтым и т. д. Рассмотрите буквы через трёхсантиметровый слой ярко окрашенной прозрачной жидкости, налитой в тонкостенный стакан. Запишите результаты наблюдений и объясните их.
Указание: в качестве указанной жидкости можно использовать, например, малиновый или лимонный сироп, различные соки и т. п.
2. Найдите в Интернете информацию о том, как образуется радуга. Благодаря каким оптическим явлениям она возникает? Можно ли видеть радугу, стоя лицом к солнцу?