1. В чём заключается основная задача механики? 2. С какой целью
используется понятие «материальная точка»? 3. В каких случаях
к движущемуся телу можно применить модель материальной точки?
4. Приведите пример, показывающий, что одно и то же тело в одной
ситуации можно считать материальной точкой, а в другой — нет.
5. В каком случае положение движущегося тела можно задать с помощью одной координатной оси? 6. Что такое система отсчёта?
Мимо стоящего автомобиля проезжает колонна велосипедистов, движущихся с одинаковой скоростью. Движется ли каждый из велосипедистов относительно автомобиля; относительно соседнего велосипедиста? Движется ли автомобиль относительно велосипедиста?
УПРАЖНЕНИЕ 1
1. Можно ли считать автомобиль материальной точкой при определении пути, который он прошёл за 2 ч, двигаясь со средней скоростью,
равной 80 км/ч; при обгоне им другого автомобиля?
2. Самолёт совершает перелёт из Москвы во Владивосток. Может ли
рассматривать самолёт как материальную точку диспетчер, наблюдающий за его движением; пассажир этого самолёта?
3. Когда говорят о скорости машины, поезда и других транспортных
средств, тело отсчёта обычно не указывают. Что подразумевают
в этом случае под телом отсчёта?
4. Мальчик стоял на земле и наблюдал, как его младшая сестра каталась на карусели. После катания девочка сказала брату, что и он сам,
и дома, и деревья быстро проносились мимо неё. Мальчик же стал утверждать, что он вместе с домами и деревьями был неподвижен,
а двигалась сестра. Относительно каких тел отсчёта рассматривали
движение девочка и мальчик? Объясните, кто прав в споре.
5. Относительно какого тела отсчёта рассматривают движение, когда
говорят: а) скорость ветра равна 5 м/с; б) бревно плывёт по течению
реки, поэтому его скорость равна нулю; в) скорость плывущего по реке дерева равна скорости течения воды в реке; г) любая точка колеса
движущегося велосипеда описывает окружность; д) солнце утром
восходит на востоке, в течение дня движется по небу, а вечером заходит на западе?