1. В какой системе отсчёта удобно рассматривать движение небесных тел Солнечной системы?
Движение небесных тел Солнечной системы удобно рассматривать в гелиоцентрической системе отсчёта, где Солнце находится в центре, а планеты движутся вокруг него. Такая система отсчёта упрощает описание орбит планет и их взаимодействия.
2. Перечислите планеты Солнечной системы. На какие группы их разделяют?
Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Их делят на две группы: земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) — с твёрдой поверхностью и сравнительно небольшими размерами; и гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) — с газовой оболочкой и большими размерами.
3. Что представляют собой траектории движения планет в гелио-центрической системе отсчёта?
В гелиоцентрической системе отсчёта траектории движения планет представляют собой эллипсы, в одном из фокусов которых находится Солнце. Это соответствует первому закону Кеплера.
4. Что называют: а) астероидами; б) кометами; в) метеорами; г) метеоритами?
Астероиды — небольшие твёрдые тела, вращающиеся вокруг Солнца, в основном в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Кометы — тела из льда и пыли, имеющие вытянутую орбиту. Приближаясь к Солнцу, они образуют хвост из газа и пыли. Метеоры — световые явления, возникающие при вхождении метеорных тел в атмосферу Земли. Метеориты — остатки метеорных тел, достигающие поверхности Земли.
5. Опишите принятую на сегодняшний день гипотезу происхождения Солнечной системы.
Современная гипотеза происхождения Солнечной системы основана на теории аккреционного диска. Она предполагает, что Солнце и планеты сформировались из вращающегося газопылевого облака около 4,6 миллиарда лет назад. Гравитация вызвала сжатие облака, что привело к образованию Солнца, а оставшийся материал сформировал планеты и другие тела.
6. В каких пределах варьируются: а) размеры звёзд; б) их массы; в) плотности?
Размеры звёзд варьируются от нескольких километров (нейтронные звёзды) до сотен миллионов километров (сверхгиганты). Массы звёзд лежат в пределах от 0,08 массы Солнца (коричневые карлики) до более 100 масс Солнца. Плотности звёзд значительно различаются: от чрезвычайно плотных нейтронных звёзд до разреженных сверхгигантов.
7. Какие спектральные классы вам известны? Приведите примеры звёзд, принадлежащих этим классам.
Спектральные классы звёзд (по температуре и цвету):
O (синие, горячие, пример — звёзды типа Альфа Лебедя), B (голубые, пример — Ригель), A (белые, пример — Сириус), F (жёлто-белые, пример — Процион), G (жёлтые, пример — Солнце), K (оранжевые, пример — Альдебаран), M (красные, холодные, пример — Бетельгейзе).
1. Проведите астрономические наблюдения по обнаружению суточного вращения звёзд. Сформулируйте гипотезу о виде траекторий звёзд на небесной сфере в результате такого вращения.
Для проведения астрономических наблюдений, чтобы обнаружить суточное вращение звёзд, необходимо выбрать ясную ночь и место вдали от городской засветки. При наблюдениях за звёздами важно фиксировать положение светил на небосводе с интервалом в несколько часов. Гипотеза заключается в том, что звёзды, как и Солнце, описывают видимые дугообразные траектории на небесной сфере, перемещаясь с востока на запад из-за вращения Земли вокруг своей оси. Ближе к полярной звезде траектории звёзд будут более круговыми, а в других частях неба дуги будут более вытянутыми.
2. Проведите астрономические наблюдения лунного диска, используя подзорную трубу и карту поверхности Луны.
Для наблюдения лунного диска с использованием подзорной трубы следует навести инструмент на Луну в вечернее или ночное время. Подзорная труба позволяет различать крупные детали поверхности, такие как моря, кратеры и горные цепи. Использование карты поверхности Луны помогает точно определить расположение этих объектов и их названия. Регулярные наблюдения дают возможность увидеть изменение освещённости и угла падения солнечных лучей, что подчёркивает рельеф лунных образований.
3. Соберите информацию из различных источников: а) о планетах Солнечной системы; б) о различных гипотезах происхождения Солнечной системы; в) об открытиях в астрономии. Сделайте сообщение в классе.
Планеты делятся на земную группу (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и газовые гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), каждая из которых обладает уникальными характеристиками по составу, атмосфере и спутникам.
Существует несколько гипотез происхождения Солнечной системы. Наиболее популярная — гипотеза солнечной туманности, согласно которой Солнечная система сформировалась около 4,6 миллиарда лет назад из гигантского вращающегося облака газа и пыли. Есть и альтернативные теории, включая гипотезу катастрофического образования планет, связанного с близким прохождением другой звезды.
К открытиям в астрономии можно отнести выявление экзопланет, изучение чёрных дыр с помощью гравитационно-волновой астрономии, а также обнаружение ускоренного расширения Вселенной. Сообщение в классе можно построить, включив описания планет, гипотезы их происхождения и важные открытия в современном контексте астрономических исследований.