1. Какие психические процессы относят к познавательным?
К познавательным психическим процессам относятся ощущения, восприятие, память, внимание, мышление и воображение. Они помогают человеку воспринимать, анализировать и запоминать информацию об окружающем мире.
2. С чего начинается познавательная деятельность?
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Человек сначала получает информацию через органы чувств, затем анализирует её и осмысливает.
3. Что такое ощущение?
Ощущение – это простейший психический процесс, который отражает отдельные свойства предметов и явлений, воздействующих на органы чувств, такие как цвет, звук, вкус или температура.
4. Что такое восприятие? Что является объектом восприятия, а что – фоном?
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в сознании человека на основе ощущений. Объект восприятия – это предмет или явление, на которое направлено внимание, например, человек в толпе. Фон – это окружающая среда, не имеющая в данный момент важного значения, например, шум улицы.
5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?
Наблюдение – это целенаправленное восприятие, при котором человек сознательно анализирует объект и его особенности, в отличие от обычного восприятия, которое может происходить автоматически.
6. Какие черты характеризуют интеллект?
Интеллект характеризуется способностью к анализу, логическому мышлению, решению проблем, обучению, адаптации к новым условиям и творческому подходу к деятельности.
7. Какая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка характерна в первую очередь для высшей нервной деятельности человека?
По классификации Торндайка для высшей нервной деятельности человека характерен абстрактный (теоретический) интеллект, который связан со способностью оперировать символами, понятиями и абстрактными идеями.
8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?
Прямой зависимости нет. Важнее не размер мозга, а его структура, количество нейронных связей и уровень их активности. Например, у некоторых животных мозг больше, чем у человека, но их интеллектуальные способности значительно ниже.
9. Сравните понятия «способности» и «одарённость».
Способности – это индивидуальные качества, которые позволяют человеку успешно выполнять определённую деятельность. Одарённость – это высокий уровень способностей в одной или нескольких областях, проявляющийся с раннего возраста и приводящий к выдающимся результатам.