11. Чрезвычайные ситуации в быту Страница 67-74 Можно ли пробовать жидкости из незнакомых, незакрытых и немаркированных бутылок? Где должны храниться опасные жидкости (уксус, керосин, моющие средства, средства для уничтожения насекомых)? Каковы действия при оказании первой помощи отравившемуся? Прочитаем текст и проверим правильность своих суждений Используя имеющиеся знания, составьте памятку «Действия при появлении запаха газа в квартире». Сверьте свои предложения с текстом на с. 68 Были ли в вашей квартире случаи протечки и залива? Какова была их причина? Прочитаем текст и сформулируем правила поведения в этих бытовых ситуациях. Всегда ли электричество — благо? Какое обычное природное вещество, с которым вы встречаетесь каждый день, становится смертельно опасным, если оно соприкасается с электричеством? Для чего используется заземление? Обсудите эти вопросы с классом. Оцените свою работу: всё ли вам удалось, на какие вопросы вам не удалось правильно ответить? Обсудим ситуацию. Подростки хотели поиграть в каком-нибудь месте, где их не увидят взрослые. Один из мальчиков предложил: «Пошли в подвал, я знаю, как туда незаметно пробраться». В подвале ребята затеяли весёлую игру, не обращая внимания на то, что рядом находится распределительный электрический щиток. Насколько разумно такое поведение? Какова методика проведения искусственного дыхания? Используя знания по физике, объясните, почему до пострадавшего от электрического тока нельзя дотрагиваться голыми руками. 12. Разумная предосторожность Страница 75-84 Если мы проводим досуг в пределах населённого пункта, где живём, как мы выбираем место для отдыха? Какие места в городе (селе) не должны быть местом для отдыха подростка? Сверим свои суждения с текстом. Проанализируйте фотографии. Каких мест в населённом пункте нужно избегать? 13. Опасные игры Страница 85-90 Рассмотрите фотографии. Выскажите предположения: каким должно быть поведение участников этих спортивных мероприятий, чтобы оно не вредило здоровью и не приводило к травмам? Составьте памятку для спортсмена, начинающего заниматься любым экстремальным видом спорта. Обсудите свои рекомендации с классом. Подготовьте сообщение на тему «Как избежать опасности при занятии сноубордингом?». Подготовьте три-четыре вопроса по изученному разделу и задайте их одноклассникам. Оцените качество ответов и степень сложности своих вопросов. 14. Лес — это серьёзно Страница 92-104 Почему нельзя трогать в лесу, на лугу незнакомые растения? Какие ядовитые растения есть в вашей местности? Выберите несколько растений, представленных на иллюстрациях (с. 92—93), и, используя справочную литературу, составьте к ним паспорт с указанием ядовитых частей этих растений. Составьте для школьников младших классов рассказ-рассуждение на тему «Как определить несъедобный гриб?». Проанализируйте рассказ грибника. Правильно он повёл себя при встрече с кабанами? Рассмотрите иллюстрации. Выберите любое животное и, используя свои знания, а также справочную литературу, подготовьте краткое сообщение «Если вдруг вы повстречали…». Рассмотрите репродукцию картины И. И. Шишкина «Перед грозой». Представьте, что вы на прогулке и вас окружает такая природа. Какие признаки приближающейся грозы вы заметили? Подумаем: почему полезно знать признаки приближающейся грозы? Если мы находимся на прогулке или собираемся в лес, в поле, на водоём и вдруг услышим отдалённые раскаты грома, увидим вспышки молнии, каковы будут наши действия? Вернёмся с прогулки? Отменим её? Или будем уповать на то, что гроза пройдёт стороной? Выберите по одной репродукции картины (с. 103—104) на группу и определите особенности грозы как явления природы, изображённого художником. Класс обсуждает и оценивает результаты работы групп.