23. Обеспечение безопасности в водном туристском походе
Страница 175-180
Какое снаряжение называют личным и для чего оно необходимо в походе? Какие части реки вы знаете? Что называется наводнением и что — паводком, в чём их различия? От чего зависит скорость течения реки?
Личное снаряжение в походе: Личное снаряжение включает в себя вещи и предметы, необходимые каждому участнику похода для обеспечения личной безопасности и комфорта. К нему относятся спальный мешок, коврик, одежда, обувь, палатка, пищевые запасы и прочее. Личное снаряжение помогает выживать в условиях дикой природы, обеспечивает защиту от погодных условий и других неблагоприятных факторов.
Части реки: Река состоит из истока (верховья), среднего течения и устья. Верховье – это начальный участок реки, устье – место впадения реки в другой водоем.
Наводнение и паводок: Наводнение – это временное поднятие уровня воды в реке или на ее берегах, часто вызванное сильными дождями или таянием снега. Паводок – это более обширное затопление, которое может затронуть значительные территории.
Скорость течения реки: Скорость течения реки зависит от наклона русла, географических особенностей местности, объема воды и препятствий на пути (пороги, водопады и т.д.).
Рассмотрите фотографии. Дайте характеристику каждого плавательного средства: укажите его преимущества и недостатки.
Почему опасно в водных походах совершать переходы в ночное время или в тумане? Почему, прежде чем преодолевать водный порог или водопад, надо проводить разведку местности? Какие обязанности исполняет в туристской походной группе лоцман: при подготовке к походу; непосредственно на маршруте; по завершении похода?
Опасность ночных и туманных переходов: В ночное время и в тумане видимость сильно ограничена, что делает ориентацию и передвижение сложными и опасными. Существует риск потеряться, попасть в заблудившийся состояние или столкнуться с опасными объектами на маршруте. Разведка перед водными препятствиями: Разведка позволяет определить степень сложности преодоления водного порога или водопада, обнаружить потенциальные опасности и подготовить маршрут для всей группы.
Обязанности лоцмана: Лоцман занимается выбором маршрута, организацией безопасного преодоления рек и водных препятствий, поддержанием порядка в группе и обеспечением безопасности участников.
Выясните, какое назначение в походе у основной и вспомогательной верёвок. Чем они отличаются друг от друга?
Основная и вспомогательная веревки: Основная веревка используется для создания систем страховки, спуска и подъема. Вспомогательная веревка – это дополнительная веревка, которую можно использовать для создания дополнительных точек страховки, анкерных точек и других нужд.
Подготовьте три-четыре вопроса по изученному разделу и задайте их одноклассникам. Оцените качество ответов.
24. Курение убивает!
Страница 182-187
Оцените истинность утверждения: «Если вас привлекает курение, значит, вы ничем больше не можете похвастаться перед другими — ни знаниями, ни интересами, ни остроумием, ни умением общаться».
Рассмотрите рисунок-схему и, используя справочную литературу, подготовьте краткое сообщение на тему «Какой вред организму человека наносят содержащиеся в сигарете вещества».
Читая текст на с. 183—185, постараемся разобраться, почему курение особенно вредно в подростковом возрасте.
Как мы относимся к курению и курильщикам? Какие способы борьбы с курением мы можем предложить?
Борьба с курением: Курение негативно влияет на здоровье, окружающих и окружающую среду. Для борьбы с курением можно использовать просветительскую работу, предоставление информации о вреде курения, создание поддержки для тех, кто хочет бросить курить, и обеспечение бездымной среды в общественных местах.
Выберите одно из высказываний и подготовьте научное обоснование его значения. Курение — смерть в рассрочку. Один курит, а весь дом болеет. Раннее старение — результат курения. Табак — забава для дураков. Курить — здоровье подорвать и себя обворовать.
25. Алкоголь разрушает личность
Страница 188-195
1. Рассмотрим репродукцию картины художника Яна Стена «Пьяницы». Какие чувства вызывают её герои? Можно ли сказать о них, что это люди опустившиеся, потерянные для общества, вызывающие неприятные чувства?
2. Сравним два мнения. Кто из участников спора прав?
3. Оценим данные диаграммы — результаты ответов мальчиков и девочек подросткового возраста на вопрос «Вреден ли алкоголь?». Выскажем своё мнение по вопросу «Назрела ли необходимость расширять знания подростков о вредном влиянии алкоголя на растущий организм?».
1. Рассмотрите схему. Подготовьте краткую справку: на какие системы органов алкоголь влияет отрицательно?
2. Прочитайте текст на с. 190—191 и оцените свои суждения. Какие добавления вы можете к ним сделать?
Проанализируйте фото. Сделайте вывод: как выглядят органы человека при злоупотреблении алкоголем? Чем грозит ребёнку пьянство родителей до его рождения?
1. Выскажите своё мнение по поводу приведённых утверждений.
1. В Древней Греции пили лишь разбавленное вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось только с тридцатилетнего возраста.
2. Великий философ древности Платон считал, что до 18 лет вообще нельзя пить, между 18 и 30 годами следует пить умеренно, только после 40 лет человек может «участвовать в пиршествах». Используя справочную литературу и Интернет, приведите высказывания других великих людей на тему злоупотребления алкоголем.
Великие люди прошлого высказывали разные мнения о злоупотреблении алкоголем, отражая свои культурные, этические и медицинские взгляды. Некоторые высказывались против алкоголя, видя в нем опасность для здоровья и духовности, в то время как другие признавали его умеренное употребление.
2. Рассмотрите плакаты советского периода, посвящённые борьбе с пьянством. Какой из них вы считаете наиболее удачным? Почему? Можно ли сейчас использовать их в антиалкогольной пропаганде? Какой сюжет плаката предложили бы вы?