23. Обеспечение безопасности в водном туристском походе Страница 175-180 Какое снаряжение называют личным и для чего оно необходимо в походе? Какие части реки вы знаете? Что называется наводнением и что — паводком, в чём их различия? От чего зависит скорость течения реки? Рассмотрите фотографии. Дайте характеристику каждого плавательного средства: укажите его преимущества и недостатки. Почему опасно в водных походах совершать переходы в ночное время или в тумане? Почему, прежде чем преодолевать водный порог или водопад, надо проводить разведку местности? Какие обязанности исполняет в туристской походной группе лоцман: при подготовке к походу; непосредственно на маршруте; по завершении похода? Выясните, какое назначение в походе у основной и вспомогательной верёвок. Чем они отличаются друг от друга? Подготовьте три-четыре вопроса по изученному разделу и задайте их одноклассникам. Оцените качество ответов. 24. Курение убивает! Страница 182-187 Оцените истинность утверждения: «Если вас привлекает курение, значит, вы ничем больше не можете похвастаться перед другими — ни знаниями, ни интересами, ни остроумием, ни умением общаться». Рассмотрите рисунок-схему и, используя справочную литературу, подготовьте краткое сообщение на тему «Какой вред организму человека наносят содержащиеся в сигарете вещества». Читая текст на с. 183—185, постараемся разобраться, почему курение особенно вредно в подростковом возрасте. Как мы относимся к курению и курильщикам? Какие способы борьбы с курением мы можем предложить? Выберите одно из высказываний и подготовьте научное обоснование его значения. Курение — смерть в рассрочку. Один курит, а весь дом болеет. Раннее старение — результат курения. Табак — забава для дураков. Курить — здоровье подорвать и себя обворовать. 25. Алкоголь разрушает личность Страница 188-195 1. Рассмотрим репродукцию картины художника Яна Стена «Пьяницы». Какие чувства вызывают её герои? Можно ли сказать о них, что это люди опустившиеся, потерянные для общества, вызывающие неприятные чувства? 2. Сравним два мнения. Кто из участников спора прав? 3. Оценим данные диаграммы — результаты ответов мальчиков и девочек подросткового возраста на вопрос «Вреден ли алкоголь?». Выскажем своё мнение по вопросу «Назрела ли необходимость расширять знания подростков о вредном влиянии алкоголя на растущий организм?». 1. Рассмотрите схему. Подготовьте краткую справку: на какие системы органов алкоголь влияет отрицательно? 2. Прочитайте текст на с. 190—191 и оцените свои суждения. Какие добавления вы можете к ним сделать? Проанализируйте фото. Сделайте вывод: как выглядят органы человека при злоупотреблении алкоголем? Чем грозит ребёнку пьянство родителей до его рождения? 1. Выскажите своё мнение по поводу приведённых утверждений. 1. В Древней Греции пили лишь разбавленное вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось только с тридцатилетнего возраста. 2. Великий философ древности Платон считал, что до 18 лет вообще нельзя пить, между 18 и 30 годами следует пить умеренно, только после 40 лет человек может «участвовать в пиршествах». Используя справочную литературу и Интернет, приведите высказывания других великих людей на тему злоупотребления алкоголем. 2. Рассмотрите плакаты советского периода, посвящённые борьбе с пьянством. Какой из них вы считаете наиболее удачным? Почему? Можно ли сейчас использовать их в антиалкогольной пропаганде? Какой сюжет плаката предложили бы вы?