Объединитесь в группы по три-четыре человека и выделите три основные опасности, с которыми может столкнуться пользователь цифровой среды. Дайте характеристику каждой опасности и выступите перед классом с презентацией на эту тему (не больше четырёх-пяти слайдов).
Кибербуллинг – это психологическое давление, угрозы и унижения в интернете. Проявляется в оскорблениях, распространении ложной информации и травле. Может вызвать стресс, тревожность и даже депрессию.
Мошенничество в интернете – включает в себя фишинговые сайты, взлом аккаунтов, кражу личных данных и финансовых средств. Часто встречается в форме поддельных интернет-магазинов, ложных сообщений о выигрыше или запросов на перевод денег.
Цифровая зависимость – чрезмерное увлечение интернетом, социальными сетями или видеоиграми, которое мешает учёбе, работе и личной жизни. Человек теряет контроль над временем, испытывает тревогу без гаджетов и снижает активность в реальном мире.
Дайте развёрнутую характеристику цифровой зависимости (интернет-зависимости). Поясните, чем она опасна.
Цифровая зависимость – это патологическое увлечение интернетом, социальными сетями, играми или онлайн-развлечениями, которое негативно влияет на повседневную жизнь.
Чем она опасна?
Ухудшение здоровья: проблемы со зрением, нарушение сна, снижение физической активности. Социальная изоляция: человек меньше общается в реальной жизни, теряет навыки взаимодействия. Снижение концентрации: постоянные уведомления и быстрый контент ухудшают внимание. Эмоциональная нестабильность: зависимые люди испытывают тревогу, раздражение или депрессию без доступа к интернету.
Вместе с родителями честно проанализируйте своё цифровое поведение в течение недели и сделайте вывод о сбалансированности сочетания реального и виртуального в жизни.
Совместный анализ с родителями помогает оценить, сколько времени уходит на гаджеты и насколько сбалансировано сочетание реального и виртуального мира. Нужно учитывать:
Время в соцсетях, играх и просмотре видео. Время на учёбу, хобби, спорт, общение с друзьями и семьёй. Чувства и настроение после длительного времени в сети. Если интернет занимает слишком много времени, важно установить лимиты, больше уделять внимания спорту, чтению и живому общению.
Проанализируйте текст параграфа. В тетради составьте перечень правил, защищающих пользователей Сети от воздействия «хищных персон».
Не раскрывать личную информацию (адрес, номер телефона, пароли). Не общаться с подозрительными незнакомцами, особенно если они просят что-то личное. Игнорировать подозрительные ссылки и письма – это может быть вирус или мошенничество. Использовать сложные пароли и не передавать их никому. Сообщать родителям или учителям, если кто-то ведёт себя странно или угрожает. Не отправлять фотографии и видео малознакомым людям – они могут использовать их против вас. Настроить приватность в соцсетях, чтобы посторонние не видели ваши данные.