В чём состоит специфика науки как формы знания?
Специфика науки как формы знания заключается в её систематичности, объективности, проверяемости и логической последовательности. Наука стремится к объяснению явлений и закономерностей природы и общества на основе наблюдений, экспериментов и логического анализа. Важными элементами научного метода являются формулирование гипотез, проверка их на основе данных и опытных данных, а также вывод общих законов и принципов.
Какой признак науки отражён на этой фотографии?
Приведите примеры из разных наук, когда исследователи применяли принципы Р. Декарта в своей деятельности.
Принципы Рене Декарта, такие как методический сомнения и принцип разделения знаний на части (анализ), применяются в различных науках. Например: В философии исследователи могут использовать методический сомнения для критического анализа философских концепций и теорий. В науке о поведении (психологии) принципы Декарта могут использоваться для анализа ментальных процессов и разработки методов исследования. В физике и химии принципы анализа и методического сомнения могут применяться при разработке теорий и проведении экспериментов для проверки гипотез. В медицине и биологии принципы Декарта могут использоваться при исследовании болезней, а также при анализе генетических данных и биологических процессов.
1. Какие основные особенности науки как формы познания перечислены в тексте?
2. Укажите основные признаки социального института, присутствующие в современной науке. В какой последовательности они появлялись?
Структура и организация: наука имеет свою структуру и организацию, включая ученые общества, академии, институты, лаборатории и университеты. Нормы и ценности: в науке существуют определенные нормы и ценности, такие как объективность, проверяемость, открытость и стремление к получению новых знаний. Роли и функции: ученые играют определенные роли в обществе, такие как исследователи, преподаватели, наставники и консультанты. Взаимодействие с другими институтами: наука взаимодействует с другими социальными институтами, такими как промышленность, образование, политика и культура.
По мере развития науки последовательность появления этих признаков может различаться, но обычно структура и организация науки формировались вместе с развитием ученых обществ и академий, нормы и ценности науки развивались в результате философских и методологических дискуссий, роли и функции ученых формировались в процессе исследовательской и преподавательской деятельности, а взаимодействие с другими институтами наука развивалась в связи с потребностями общества и промышленности.
1. Какую функцию науки в обществе иллюстрирует данный пример?
2. Приведите свои примеры научных открытий, внедрение в производство которых сыграло значительную роль в развитии промышленности.
Открытие электромагнитной индукции Майкла Фараде, которое послужило основой для развития электричества и электротехники. Открытие процесса газовой сварки Николаем Бенардосом, что способствовало развитию металлообработки и машиностроения. Открытие радиоактивности Марией и Пьером Кюри, которое привело к развитию радиотерапии, радиоизотопной медицины и ядерной энергетики.
1. Какова роль науки в существовании духовной культуры? Какие основные функции выполняет наука в жизни общества?
Роль науки в существовании духовной культуры заключается в том, что она способствует развитию знаний, идей, ценностей и мировоззрения общества. Наука играет важную роль в формировании образования, культуры и мировоззрения людей, а также в развитии искусства, литературы и философии. Основные функции науки в жизни общества включают: Получение новых знаний и открытий. Поддержание и развитие образования и культуры. Решение практических проблем и задач. Повышение качества жизни и благосостояния.
2. Почему активное использование достижений науки в производстве начинает происходить только после того, как наука превращается в социальный институт?
Активное использование достижений науки в производстве начинается только после того, как наука превращается в социальный институт, потому что это требует организации и координации усилий ученых, инженеров, предпринимателей и правительственных структур. Кроме того, успешное внедрение научных достижений в производство требует обеспечения доступа к необходимым ресурсам, финансирования и создания соответствующей инфраструктуры.
1. На какие вопросы, по мнению И. Канта, в принципе не способна ответить наука?
По мнению И. Канта, наука не способна ответить на вопросы о природе абсолютного начала всего сущего, о существовании или отсутствии Бога, о бессмертии души и о свободе воли.
2. Почему, с точки зрения этого философа, на эти вопросы не сможет ответить даже наука будущего?
Для Канта эти вопросы выходят за пределы возможностей человеческого познания, так как они касаются не явлений, а вопросов метафизики, которая лежит вне области опыта. Даже будущая наука, по его мнению, не сможет ответить на эти вопросы, так как они выходят за пределы чувственного опыта и эмпирического исследования.
1. Как вы понимаете высказывание О. де Бальзака в эпиграфе к параграфу? С чего начинается любое научное исследование? Как вы думаете, что движет учёными?
Высказывание О. де Бальзака о том, что любое научное исследование начинается с сомнения, подчеркивает значимость критического подхода и анализа в научной деятельности. Ученые движутся поиски истины, стараясь понять природу окружающего мира и разгадать его тайны.
2. Опираясь на текст параграфа, дайте ответ на главный вопрос урока.
3. Что позволило науке занять сегодня ведущее место среди других форм знания?
Наука заняла ведущее место среди других форм знания благодаря своей методологии, позволяющей получать проверяемые и объективные знания о мире. Ее успеху способствовали развитие экспериментального метода, разработка строгих логических методов и математических моделей, а также активное внедрение результатов научных исследований в практику.
4. Какие преимущества получила наука, став социальным институтом?
Становление науки в качестве социального института позволило ей получить ресурсы, необходимые для проведения исследований, а также организовать совместные проекты и обмен знаниями между учеными. Это способствовало ускорению научного прогресса и повышению эффективности научных исследований. Кроме того, научные институты получили признание и поддержку со стороны общества и государства, что способствовало их развитию и росту.
5. Можно ли считать науку единственной правильной формой знания? Почему?
Наука не является единственной правильной формой знания. Вместе с тем, она является одной из самых надежных и объективных форм познания мира. Однако другие формы знания, такие как религия, философия, искусство, могут также предоставлять важные понимания о мире и человеческом существовании, хотя их методы и критерии истинности отличаются от методов науки.
6. Найдите в дополнительных источниках информацию об изменении количества учёных в мире за последние 200 лет. Какую тенденцию в развитии науки иллюстрируют эти данные? С чем связано это явление?
Изменение количества ученых в мире за последние 200 лет иллюстрирует рост научного сообщества. Этот рост связан с увеличением образовательных возможностей, развитием научной инфраструктуры, ростом финансирования науки со стороны государств и частных секторов, а также с увеличением международного сотрудничества.
7. Сегодня можно столкнуться с мнением, что наука постепенно должна отказываться от активной государственной поддержки, переходить на финансирование со стороны крупных фирм и компаний. Как вы относитесь к данному мнению? Найдите в дополнительных источниках данные о том, как изменилось государственное финансирование науки за последние 50 лет. Какие можно сделать выводы из этих данных?
8. Какие научные открытия вы считаете основополагающими для современной цивилизации? Составьте рейтинг таких открытий. Результаты обсудите с одноклассниками.
Основополагающими научными открытиями для современной цивилизации можно считать, например, открытие ДНК, теорию относительности, квантовую механику, теорию эволюции, изобретение компьютера и интернета. Рейтинг таких открытий может быть составлен на основе их влияния на науку, технологии и общество.
9. Какие открытия XXI в., на ваш взгляд, являются значимыми для будущего человечества?
Среди значимых открытий XXI века можно выделить различные области, такие как развитие искусственного интеллекта, генетическая редактирование CRISPR, нанотехнологии, экологические технологии, космические исследования, исследования в области энергии и климата, медицинские и биологические исследования, и технологии виртуальной и дополненной реальности. Эти открытия имеют потенциал оказать значительное влияние на будущее человечества.