Почему уровень жизни в одних странах выше, чем в других? Какие возможности появились у человека в результате развития транспорта? Какие проблемы возникли? 1. Что такое экономический рост? 2. Что такое реальный ВВП надушу населения? Поясните на примерах, каким образом каждый из представленных на схеме факторов может повысить производительность труда. 1. Что такое производительность факторов производства? 2. Чем различаются экстенсивный и интенсивный рост? Для каждого типа экономического роста приведите примеры факторов, которые обусловливают этот рост. 1. Что может сделать правительство для стимулирования экономического роста? 2. Какие негативные эффекты могут возникать в результате экономического роста? 1. Как вы понимаете смысл выражения «инвестиции в будущее, которые важны для роста»? 2. Почему в стагнирующей экономике ученики не имеют стимулов к получению образования, а учителя, имеющие дипломы, — к работе в школе? 1. Нередко эксперты критикуют деятельность таких организаций, как Мировой банк и Международный валютный фонд, предоставляющих деньги и консультационные услуги бедным странам. Критика вызвана неутешительными результатами данной помощи. Почему попытки международных организаций и развитых стран стимулировать рост в бедных странах далеко не всегда приводили к успеху? О каких стимулах, способных вызвать экономический рост, пишет У. Истерли в эпиграфе к параграфу? 2. Опираясь на текст параграфа, дайте ответ на главный вопрос урока. 3. Что является показателем уровня жизни населения? 4. Товары и услуги, не поступающие на рынок и потребляемые в домашнем хозяйстве, как, например, овощи с собственного огорода, не учитываются в ВВП. Подумайте, как этот факт отражается на сопоставлении показателей ВВП на душу населения Дании и Болгарии. 5. Согласны ли вы с утверждением: «Поскольку имеющиеся ресурсы ограниченны, в конечном итоге экономический рост должен прекратиться»? 6. Что может послужить препятствием экономическому росту в стране? Каким образом рост сбережений может приводить к повышению уровня жизни? В каком случае рост сбережений не приведёт к экономическому росту? 7. С опорой на материал параграфа объясните, почему существуют различия в экономическом развитии между странами? 8. Если ВВП Китая в три раза больше ВВП Швейцарии, то значит ли это, что и экономическое благосостояние граждан Китая также выше? Дайте свои объяснения. 9. Подумайте и обсудите, как производительность труда связана с образованием. Какие меры можно принимать в современной России, чтобы стимулировать производительность труда? 10. Почему для государства желательно иметь высокий ВВП? Приведите пример события, вызвавшего рост ВВП, но имевшего нежелательные последствия для общества. 1. Какие факторы могут стать источниками экономического роста в современной России? 2. Что такое интеллектуальный капитал? Приведите примеры интеллектуального капитала. Какие условия могут способствовать формированию интеллектуального капитала в России? 1. Опираясь на материалы параграфов, дайте ответы на главные вопросы главы 3. 2. К каким изменениям на рынке труда могло привести появление автоматических стиральных и сушильных машин, морозильных камер и других механизмов, применяемых в домашнем хозяйстве? 3. Почему в результате роста производительности труда может увеличиться заработная плата? 4. В период кризиса 2008—2009 гг. некоторые экономисты выдвигали следующее утверждение: «Развитие международной торговли — главная причина сокращений персонала на производстве». Правы ли сторонники этой точки зрения, если учесть, что рост торговли расширяет рынок сбыта продукции, а значит, должны расти выпуск товаров и спрос на рабочую силу? 5. Исследования показывают, что в молодости люди чаше склонны менять профессию. Как этот факт можно объяснить с позиций теории человеческого капитала? 6. Согласны ли вы с утверждением: «Экономическая политика должна быть направлена не на достижение равенства доходов, а на достижение равенства возможностей»? 7. Возможно ли функционирование экономики без банковской системы? 8. Какие аргументы можно привести в поддержку безналичного расчёта при покупке товаров и услуг? 9. 17 декабря 2014 г. Банк России поднял ключевую станку с 10,5% до 17%. Данное жёсткое решение было обусловлено необходимостью ограничить ослабление рубля и инфляционные риски. Почему так поступил Банк России? 10. Выдалось ненастное лето и из-за этого случился неурожай зерна, что привело к росту цен на муку и другие товары, производимые из муки. Будет ли это событие являться примером инфляции, если в следующем году урожай пшеницы будет хорошим и цены упадут или не будут расти? 11. Возникнет ли проблема в экономике, если в стране относительно небольшой государственный долг и правительство финансирует выплату процентов по своим долгам, создавая тем самым дефицит бюджета? Какие условия в экономике нужно учесть при ответе? 12. Почему для населения, фирм и общества в целом важно поддержание стабильности цен? 13. Как изменение ключевой ставки может повлиять на вашу жизнь? 14. Какие факторы могут быть источниками экономического роста в современной России? Назовите их возможные достоинства и недостатки. Какие из них можно отнести к экстенсивным, а какие к интенсивным? 15. Почему некоторым странам удалось сократить отставание в развитии от богатых государств, а другие отстают всё больше? 16. В 1932 г. мексиканский художник Д. Ривера получил заказ на эпическую изобразительную серию из 27 панно, которая должна была стать данью уважения трудившимся в городе заводским рабочим, учёным, врачам, секретарям и разнорабочим. Найдите в Интернете иллюстрации панно. Какие исторические события изображены на картинах? Что в этот период происходило с рынком труда? При ответе используйте обществоведческие термины.