Из курса обществознания 7 класса вспомните, какие законные способы выражения протеста существуют в современном обществе. Из курса истории Древнего мира вспомните, что вы знаете об отношениях власти и граждан в греческих полисах. Приведите примеры того, как люди, ущемляемые в своих правах, вставали на борьбу и добивались смещения неугодного правителя. Охарактеризуйте, как меняются отношения между гражданами и государством в ходе истории. Предположите, чем будет различаться содержание писем разного вида. Рассмотрите это на примере какой—либо конкретной проблемы. На основе документа определите, на каких принципах основана деятельность общественных объединений. Обсудите в классе, чем различаются между собой все эти публичные мероприятия. При необходимости воспользуйтесь политическим словарём. 1. Может ли гражданское общество сегодня существовать вне государства? 2. Когда в истории человечества зародились первые элементы гражданского общества? 3. Расскажите в классе о деятельности известного вам общественного объединения по плану: название, цели, участники, виды деятельности. Какие интересы людей реализуются в этом объединении? 4. Проанализируйте один из номеров любой газеты и определите, какие материалы в ней отражают жизнь гражданского общества. Попробуйте сформулировать своё мнение по любому из этих материалов. 5. На основе материала на с. 46—48 составьте таблицу о возможности участия в общественной жизни в разном возрасте. 6. Какая проблема вашей жизни волнует вас больше всего? Что для решения этой проблемы можете сделать лично вы? Кто и как вам может помочь в её решении? 7. В какой организации, клубе по интересам или творческом коллективе вы состоите? Является ли это объединение элементом гражданского общества? Свою точку зрения аргументируйте. 8. Были ли вы когда-нибудь участником или свидетелем публичной общественной акции? Расскажите в классе о своих впечатлениях. Какие цели ставили участники акции? Достигли ли они их и почему? 10. Попробуйте развернуть в сети Интернет дискуссию по какой-нибудь проблеме российского общества. Например, надо ли заменить пятибалльную систему оценок в российском образовании? 11. Жилец N подъезда одного из многоквартирных домов каждый вечер слушает громкую музыку. Какие из возможных реакций на поведение жильца N наиболее соответствуют принципам гражданского общества, а какие совсем не подходят? • Поговорить с самим жильцом N. — Соответствует. • Ничего не делать — Не соответствует. • Отключить квартиру жильца N от электричества — Не соответствует. • Собрать жильцов подъезда для обсуждения поведения жильца N и принятия мер воздействия — Соответствует. • Приклеить оскорбительный плакат на дверь квартиры жильца N — Не соответствует. • Написать жалобу в полицию на поведение жильца N — Соответствует. • Затыкать уши берушами, чтобы не слышать музыку — Не соответствует. Как лично вы можете участвовать в построении гражданского общества уже сегодня?