Из курса обществознания прошлых лет вспомните, что такое общество.
Общество - это организованное совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями и нормами. В обществе существуют различные социальные группы, институты и организации, которые взаимодействуют друг с другом.
Что такое государство и каковы его признаки?
Государство - это высший орган власти, имеющий монополию на использование физической силы в определенной территории. Его признаки включают в себя наличие территории, населения, правовой системы и суверенитета.
Как взаимосвязаны общество и государство?
Общество и государство взаимосвязаны, так как государство является институтом, созданным обществом для регулирования отношений между его членами и обеспечения порядка и защиты прав. Общество, в свою очередь, создает и поддерживает государство, предоставляя ему легитимность и ресурсы.
На основе знаний по истории назовите известные вам сборники законов. Какие законы из истории или современной общественной жизни кажутся вам несправедливыми?
Законы Гаммурапи (Гаммурапишское законодательство); Закон Моисея (Десять Заповедей); Законы Древней Руси (Русская Правда и другие).
Попробуйте изобразить текст этого раздела в виде схемы.
Из какого обычая родились эти законы?
Что общего вы видите в описании этих законов?
Что было написано на скрижалях Моисея?
На скрижалях Моисея были записаны Десять Заповедей, которые являются частью Библейских текстов. Эти заповеди были представлены Моисею на горе Синае и содержат основные моральные и этические указания для верующих. Десять Заповедей включают в себя следующие заповеди:
Не имей иных богов перед лицом Моим. Не сотвори себе кумира и всякого подобия того, что на небесах сверху и на земле снизу и что в водах под землею. Не кланяйся им и не служи им. Не произноси имена Господа, Бога твоего, во лжи. Помни день субботний, чтобы святить его. Чти отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не лжесвидетельствуй на ближнего своего. Не пожелай дома ближнего твоего, не пожелай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего.
Вспомните из курса истории содержание древних законов. Какими были отношения людей и как они регулировались?
Древние законы в разных обществах и эпохах регулировали различные аспекты отношений между людьми и обществом. В различных культурах существовали законы, касающиеся семейных отношений, собственности, наследования, брака и развода, уголовного права и наказаний за преступления.
Например, в Древнем Риме существовали законы, известные как "Двенадцать таблиц," которые регулировали различные аспекты общественной жизни, включая права и обязанности граждан. В Древней Греции были известны законы, созданные законодателями, такими как Солон и Ликург, которые также регулировали различные сферы общественной жизни.
Отношения людей в этих обществах регулировались на основе законов и норм, которые устанавливали правила поведения и определяли права и обязанности граждан. Нарушение законов могло влечь за собой различные виды наказаний, включая штрафы, лишение свободы и даже смертную казнь.
Какие из приведённых законов кажутся вам несправедливыми? Попробуйте их объяснить с позиции человека Древнего Вавилона и Древней Руси.
Где в параграфе шла речь о правовом договоре?
О каких нормативно—правовых актах шла речь в параграфе?
1. Как исторически связаны между собой государство и право?
Государство и право исторически связаны между собой тем, что право, как система норм и правил, служит основой организации и функционирования государства. Государство создает и применяет правовые нормы для регулирования общественных отношений и обеспечения порядка в обществе. Право, в свою очередь, определяет структуру и функции государства, а также предоставляет правовую основу для власти и управления.
2. Предположите, с какими проблемами из перечисленных ниже человек может прийти к юристу. Объясните свой выбор. Предложите свои варианты.
3. Древние говорили: «Где общество, там и право». Согласны ли вы с этим утверждением? Попробуйте доказать его справедливость.
Утверждение "Где общество, там и право" имеет смысл, так как право является неотъемлемой частью общественных отношений. Право существует для регулирования поведения людей в обществе, устанавливая нормы и правила, которые должны соблюдаться всеми членами общества. Без права было бы трудно обеспечить порядок, защиту прав и интересов граждан, а также разрешать конфликты. Право также является инструментом управления обществом и государством, обеспечивая его стабильность и развитие.
4. В чем состоят основные различия правовых и моральных норм?
Основные различия между правовыми и моральными нормами заключаются в их природе и характере обязательности. Правовые нормы устанавливаются и обязательны для соблюдения всеми членами общества согласно закону, и на их соблюдение накладываются юридические последствия в случае нарушения. Моральные нормы, с другой стороны, не имеют официального статуса и не обязательны с юридической точки зрения. Они основаны на личных убеждениях, нравственности и ценностях каждого индивида и могут различаться в разных культурах и обществах. Моральные нормы не подвергаются судебному преследованию, но могут влиять на поведение людей и взаимодействие в обществе.
5. На иллюстрации изображена скульптура богини Фемиды. В руках она держит меч и весы, на глазах — повязка. Предположите, где и когда могла быть создана скульптура этой богини. Что означают символы в её руках?
Скульптура богини Фемиды с мечом и весами в руках символизирует юстицию и правосудие. Эта богиня является аллегорией справедливости в правовой системе. Меч символизирует мощь и силу закона, а весы — баланс и равенство перед законом. Повязка на глазах Фемиды олицетворяет нейтральность и беспристрастность судейской власти, что подразумевает судопроизводство без предвзятости и влияния сторон.
6. В каких значениях в обычной жизни мы используем выражения: «Вы создали прецедент» и «Это беспрецедентный случай»? Приведите пример.
Выражение "Вы создали прецедент" используется, когда какое-либо действие или решение создает новый стандарт или пример, который может быть использован в будущем как основа для аналогичных случаев. Например, в праве прецедентный принцип используется в некоторых юрисдикциях, где решения судов могут служить прецедентами для будущих дел.
Выражение "Это беспрецедентный случай" означает, что происходящее является уникальным и не имеет аналогов в прошлом. Это может быть использовано, когда событие или ситуация не подпадает под существующие нормы или правила.
7. Какой особый источник права действует в некоторых мусульманских странах? Какой особый источник права действует в Израиле? Какие общие корни имеют эти источники права? Обратитесь к дополнительной литературе и интернет—ресурсам.
8. Объясните выражения: «Хорошие законы порождены дурными нравами» (древнеримский историк Тацит).
Высказывание "Хорошие законы порождены дурными нравами" означает, что некоторые законы и нормы могут возникать в результате негативных явлений или обстоятельств в обществе. Например, жесткие законы и меры безопасности могут быть введены в ответ на увеличение преступности или нарушений общественного порядка. Такие законы могут быть необходимы для поддержания порядка и безопасности, но они также могут быть критикуемыми за ограничение свобод и прав граждан.
9. Продолжите предложения.
- В моей семье я имею право... - В школе я имею право... - На улице я не имею права...
В каком значении используются термины «право» и «права» в этих предложениях? Чем их значение отличается от определения права в параграфе?
В моей семье я имею право на участие в принятии семейных решений, на защиту своих интересов и на уважение моей личности. В школе я имею право на образование, на участие в учебном процессе, на защиту от дискриминации и на уважение моих прав как ученика. На улице я не имею права на управление общественными ресурсами или принятие государственных решений, так как мои права и полномочия в обществе ограничены.
Термины "право" и "права" в этих предложениях используются в контексте индивидуальных прав и свобод человека. Эти права относятся к сфере отношений между гражданином и государством и обеспечивают защиту интересов личности.
10. На основе фотографии и знаний по истории вспомните, что олицетворяла Фемида.
11. О каких взглядах на происхождение государства вам известно из курса обществознания 7 класса?
Взгляды на происхождение государства могут включать в себя такие теории, как теократическая (государство происходит из религиозной иерархии), патриархальная (государство происходит из семейных отношений), а также теории общественного договора (государство возникает на основе соглашения между индивидами).
12. Прокомментируйте схему. В чём состоит сущность каждой из теорий? (в схеме даны только названия)
13. Опираясь на свои знания из курса истории, подтвердите существование религиозной теории происхождения государства.
Религиозная теория происхождения государства основана на идее, что государство и власть берут свое начало от божественных или духовных источников. Например, в многих древних обществах правителям приписывались божественные качества или происхождение, и их власть считалась божественной миссией.
14. Вспомните роль теории общественного договора в истории Англии и Франции Нового времени.
Теория общественного договора была разработана философами Нового времени, такими как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Эти теории предполагают, что государство возникает на основе соглашения между индивидами, которые соглашаются отказаться от части своей естественной свободы в обмен на защиту прав и обеспечение общего благополучия.
15* Почему у государства и у права общие теории происхождения?
Государство и право имеют общие теории происхождения, потому что они взаимосвязаны и взаимозависимы. Теории происхождения государства объясняют, как возникает и организуется власть, которая затем создает правовую систему для регулирования общественных отношений. Таким образом, история происхождения государства и права переплетена и исследует эволюцию общественных институтов и отношений.