Можно ли жить без денег?
Жизнь без денег представляет собой сложное и редкоосуществимое предприятие в современном обществе, где большинство услуг и товаров требуют финансов. Деньги стали неотъемлемой частью повседневной жизни, обеспечивая обмен товарами и услугами.
Из истории вспомните, когда и где появились первые монеты, первые бумажные деньги.
Первые формы денег, такие как монеты, появились в древних цивилизациях, например, в Лидии (ныне Турция) в VII веке до н.э. Бумажные деньги были использованы в Китае в VII веке н.э. и затем распространились в различные части мира.
Дают ли вам родители карманные деньги? Можете ли вы сказать, что у вас сложилось определённое отношение к деньгам?
Отношение к деньгам формируется в процессе взросления. Родители могут предоставлять карманные деньги, что влияет на восприятие и управление финансами. Это также может оказать влияние на формирование финансовой ответственности и понимания ценности денег в будущем.
Вопросы и задания
1. Что такое деньги? В чём заключаются их функции? Чем определяется стоимость денег?
Деньги представляют собой общепризнанный средство обмена, меру стоимости и средство накопления. Их функции включают совершение платежей, измерение стоимости товаров и услуг, а также службу как средства сохранения стоимости. Стоимость денег определяется спросом и предложением на рынке.
2. Что такое инфляция, каковы её причины и виды?
Инфляция - это устойчивое и продолжительное увеличение уровня цен на товары и услуги. Причины инфляции могут включать денежную эмиссию, спрос превышающий предложение, а также структурные и внешние факторы. Виды инфляции включают гиперинфляцию, стагфляцию и дефляцию.
3. «Деньги не щепки, счётом крепки». Как вы понимаете эту русскую пословицу?
Русская пословица "Деньги не щепки, счётом крепки" подчеркивает важность правильного управления финансами, совестного отношения к деньгам. Она подразумевает, что необходимо бережно обращаться с финансами и вести учёт расходов.
4. Какая функция денег ослабляется из-за инфляции в наибольшей мере?
Из-за инфляции в наибольшей мере ослабевает функция денег как средства сохранения стоимости. По мере увеличения уровня цен, покупательная способность денег снижается, и люди могут сталкиваться с потерей стоимости своих сбережений.
5. Какая функция денег реализуется: Если вы возвращаете долг своему приятелю? Если вы покупаете компьютер? Если вы смотрите на витрину магазина, но понимаете, что данный товар вам недоступен? Если вы открыли счёт в банке?
Возврат долга при погашении долга своему приятелю: функция средства обращения. Покупка компьютера: функция средства обмена. Просмотр витрины, осознание недоступности товара: функция стандарта стоимости. Открытие счета в банке: функция средства накопления.
6. Чем (кем) определяется покупательная способность денег?
Покупательная способность денег определяется уровнем дохода и инфляцией в экономике. Чем выше доход и ниже инфляция, тем больше покупательная способность.
7. Почему фальшивомонетчики преследуются по закону? Как мог бы измениться уровень цен в стране при их безнаказанной деятельности?
Фальшивомонетчики преследуются по закону, потому что их деятельность нарушает стабильность денежной системы. Безнаказанная деятельность фальшивомонетчиков может привести к утрате доверия к деньгам, что в свою очередь может вызвать инфляцию и нестабильность цен.
8. Опираясь на схему в начале параграфа, определите, сколько может стоить батон хлеба ценой 30 рублей в условиях инфляции разных видов: ползучей, галопирующей, высокой, гиперинфляции.
Ползучая инфляция: батон может подорожать незначительно. Галопирующая инфляция: стоимость может резко вырасти. Высокая инфляция: цена может значительно увеличиться, но не так сильно, как при гиперинфляции. Гиперинфляция: цена батона может выйти из-под контроля, и стоимость может сильно возрасти в короткий период времени.
9. Пенсионер имел на счёте в банке 150 000 рублей. Рассчитайте реальную стоимость вклада через год при инфляции 20%. Сколько рублей «съела» инфляция?
Реальная стоимость вклада через год при инфляции 20% будет 125 000 рублей. Инфляция «съест» 25 000 рублей.
10. «Деньги портят человека, а инфляция портит деньги» (Б. Крутнер). Как вы понимаете это выражение?
Выражение "Деньги портят человека, а инфляция портит деньги" указывает на негативное воздействие как неправильного обращения с деньгами, так и на уменьшение их покупательной способности из-за инфляции. Оба фактора могут влиять на благосостояние и финансовое состояние человека.
11. Какие природные свойства благородных металлов способствовали появлению металлических денег?
Природные свойства благородных металлов, таких как золото и серебро, такие как устойчивость к коррозии и относительная редкость, способствовали их использованию в качестве металлических денег. Эти металлы были удобными для обмена благодаря своей долговечности и стабильности.
12. Представьте ситуацию — один ваш знакомый просит у вас взаймы 10 000 рублей на полгода во время галопирующей инфляции. Какова будет ваша реакция и почему? Изменится ли ваша реакция, если просителем будет ваш друг или близкий родственник? У всех ли учеников в классе будут одинаковые ответы на этот вопрос? Как, по-вашему, соотносится оценка поведения с точки зрения морали и с точки зрения экономической рациональности?
13*. Составьте памятку «Как вести себя потребителю во время инфляции».
Бюджетирование: Оцените свои ежемесячные расходы. Создайте бюджет, учитывая увеличение цен на товары и услуги.
Инвестиции и накопления: Рассмотрите варианты инвестиций, способных противостоять инфляции. Регулярно откладывайте часть доходов в стабильные активы.
Выбор товаров и услуг: Приобретайте товары первой необходимости заранее, если это возможно. Сравнивайте цены в различных магазинах и выбирайте более выгодные предложения.
Повседневные траты: Сократите ненужные расходы. Предпочитайте более долговечные товары.
Долгосрочные обязательства: Пересмотрите условия кредитов и займов, учитывая возможное ухудшение финансовой ситуации.
Дополнительные источники дохода: Рассмотрите возможности дополнительного заработка. Развивайте навыки, которые могут приносить дополнительный доход.
Следите за экономической обстановкой: Следите за новостями и изменениями в экономике. Приспосабливайте свои финансовые стратегии в соответствии с текущей ситуацией.
14. В паре или группе подготовьте небольшое сообщение о периодах самого высокого уровня инфляции в истории человечества.
Германия, 1920-1923 гг.: Гиперинфляция в Германии после Первой мировой войны привела к тому, что цены увеличивались несколько раз в день. Люди использовали деньги в качестве топлива. Зимбабве, конец 2000-х гг.: В Зимбабве произошла гиперинфляция, вызванная политическими и экономическими кризисами. В результате экономика страны была разрушена. Венесуэла, начало 21 века: Политическая нестабильность и снижение производства привели к гиперинфляции в Венесуэле. Люди сталкиваются с дефицитом основных товаров.