Как связаны зарплата и производительность труда? Вспомните, что такое труд как вид деятельности и фактор производства. Каковы границы трудоспособного возраста в РФ? Получали ли вы когда-нибудь денежное вознаграждение за свой труд? Вопросы и задания 1. Что продаётся на рынке труда? Кто является продавцом, а кто — покупателем? 2. Какая оплата труда, сдельная или повременная, учитывает количество произведённой продукции? 3. Что включается в понятие «человеческий потенциал»? 4. Какая зарплата, номинальная или реальная, не зависит от уровня цен? 5. Может ли государство регулировать трудовые отношения в коммерческих фирмах? 6. На какие две категории делится экономически активное население? 7. Какие два уровня безработицы существуют? Что для них характерно? 8. В чём различие между номинальной и реальной заработной платой? 9. Как идёт формирование заработной платы на рынке труда? 10. Как связаны уровень производительности труда (в денежном выражении) и уровень зарплаты: что должно быть выше? 11. Что будет с величиной реальной заработной платы при росте номинальной заработной платы и одновременном росте цен на рынке? 12. Может ли реальная заработная плата быть больше номинальной? 13. Каково сегодня соотношение между спросом и предложением на рынке труда по следующим профессиям: учитель, военнослужащий, юрист, библиотекарь, сварщик, бортпроводник, воспитатель детского сада? 14. Найдите информацию о возможности подросткового трудоустройства в вашем регионе. Какая заработная плата предлагается подросткам? Охарактеризуйте её вид. 15. Разделитесь на несколько групп. Выберите в своей группе хорошо известную вам профессию. Перечислите основные должностные обязанности работника этой профессии. Покажите преимущества и недостатки разных способов оплаты труда в этой профессии. Выберите и обоснуйте оптимальный способ оплаты труда работника этой профессии. 16. Нарисуйте от руки или на компьютере любой рисунок, плакат, карикатуру или комикс, создайте коллаж, иллюстрирующие любой фрагмент параграфа.