Всегда ли возможно вести себя экономически рационально? Как человек устанавливает цели своей деятельности? На основе знаний, полученных на уроках истории, охарактеризуйте основные различия хозяйств первобытного общества, Древнего мира и Средневековья. Приведите из своего опыта пример ситуации выбора. Какие, на ваш взгляд, существуют плюсы и минусы работы на конвейере? Хотели бы вы работать на конвейере? Почему? Предположите, какими критериями будут руководствоваться покупатели, приобретающие здесь одежду. На ваш взгляд, кто из них поступает рационально? Что понимается под владением, пользованием и распоряжением? Попробуйте сами объяснить, как связано с ценой решение основных вопросов экономики. Докажите, что иллюстрации характеризуют именно рыночную экономику. Вопросы и задания 1. Почему мы вынуждены делать выбор? 2. В каких единицах, денежных или натуральных, измеряется альтернативная стоимость? Приведите пример. 3. Что такое экон омическая система? 4. Назовите три главных вопроса экономики. Почему каждое общество вынуждено решать эти вопросы? 5. Какая форма собственности является основной в условиях централизованной системы, а какая — в условиях рыночной системы? 6. Почему централизованную экономику называют командной? 7. В чём состоят достоинства и недостатки каждого типа экономической системы? Какая из них в таком случае наиболее приемлема для вас и почему? 8. Выпускник школы рассматривает два варианта дальнейшей карьеры: пойти работать или учиться в колледже. Возможная зарплата — 15 000 рублей в месяц. В обоих случаях затраты на питание составляют 8000 рублей, транспортные расходы — 5000 рублей. Он выбирает обучение. Определите альтернативную стоимость его решения. 9. Решите предыдущую задачу при условии, что обучение в колледже платное, плата за обучение — 60 000 рублей в год. Определите альтернативную стоимость выбора выпускника (в расчёте на месяц). 10. Решите задачу. Преподаватель английского языка, который за один час своей работы может заработать 400 рублей, решает застеклить балкон в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный работник. Ему требуется на выполнение 25 часов, а мастеру — 35 часов. Выгодно ли преподавателю нанимать мастера, если расценки мастера за один час работы составляют: 100 рублей; 150 рублей; 200 рублей; 250 рублей? При какой цене услуг наём мастера становится невыгодным для преподавателя? Какая цена при данных условиях является оптимальной для найма мастера 11. Востребованы ли предпринимательские способности граждан в командной системе хозяйствования? 12. Почему рыночная экономика является более эффективной, чем централизованная? 13. Возможно ли существование полностью изолированной от окружающего мира экономической системы в одной стране? В чём вы видите плюсы и минусы такой системы? 14. Почему, по-вашему, должны существовать пределы вмешательства государства в экономику? 15. Назовите типы экономических систем, о которых идёт речь в тексте. По каким признакам вы это определили? а) Летом рабочий день в деревне Марьино длился от восхода до заката. Каждое утро, на рассвете, хозяева гнали скотину пастись. б) Конкуренты боролись не только за получение большей прибыли, но и за квалифицированных рабочих, которых катастрофически не хватало. Тогда Сэм решил повысить почасовую оплату труда. в) Правительство страны выпустило распоряжение о снижении цен на бензин с 1 января 1975 г. г) Согласно последнему распоряжению канцлера никто не имел права повышать цены ни на какие товары вплоть до его дальнейших указаний. 16. Найдите в Интернете сайты основных российских источников экономической информации (они будут вам полезны в дальнейшем при выполнении творческих заданий): Министерство экономического развития и торговли РФ; Министерство финансов РФ; Федеральная служба государственной статистики РФ; ИТАРТАСС (лента деловых новостей); Росбизнесконсалтинг (РБК); Интерфакс (раздел «Экономика и финансы»). 17. В истории философской мысли существовали разные оценки частной собственности. Например, французский просветитель Ж.Ж. Руссо считал её источником зависти и вражды между людьми, причиной войн. А каково ваше отношение к частной собственности? Свою позицию аргументируйте. 18. Какими источниками информации о товарах вы обычно пользуетесь? Расставьте эти источники информации в порядке убывания значимости для вас. Каким источникам информации вы больше всего доверяете и почему? 19. Приведите примеры «провалов» рынка, с которыми сталкивались вы или ваши родители. 20. Узнайте у родителей, какой им приходилось делать выбор в условиях ограниченности денежных ресурсов. 21. Узнайте у поколения ваших бабушек и дедушек, при какой экономической системе им лучше живётся — при командной (в молодости) или смешанной (сейчас). 22. Составьте сравнительную таблицу «Типы экономических систем». 23. Подготовьте небольшое сообщение о традиционной экономике у современных народов России. 24*. Узнайте, какие предприятия действовали в вашем городе, посёлке (области) в условиях централизованной экономики. Насколько успешно они функционируют сегодня? Отразились ли на них рыночные реформы 1990х гг.? 25. Составьте связный текст на основе сложной схемы, представленной на форзаце 1.