Всегда ли связаны между собой творчество и искусство?
Творчество и искусство часто пересекаются, но не всегда связаны напрямую. Искусство — это форма выражения через музыку, живопись, театр и другие направления. Творчество же — более широкое понятие, включающее новые идеи, открытия и даже научные разработки. Например, инженер или программист тоже может быть творческим человеком, не создавая при этом произведения искусства.
Какие виды искусства вы изучаете в школе, на каких уроках?
В школе изучают разные виды искусства на разных уроках. На литературе — художественную литературу, на музыке — классическую и современную музыку, на изобразительном искусстве — живопись, графику, скульптуру. В старших классах на истории могут затрагиваться архитектура и искусство древних цивилизаций.
Учились ли вы какому-нибудь искусству? Какой вид искусства вам ближе всего? Почему?
Многие учатся какому-либо искусству в школе или в кружках: рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, танцам. Ближе всего может быть тот вид искусства, который вызывает больше эмоций или интерес. Например, музыка может вдохновлять, а живопись — давать возможность выразить мысли через цвет и форму.
Вспомните, какие первые произведения искусства человека вы изучали на уроках истории.
На уроках истории изучают первые произведения искусства: наскальные рисунки, статуэтки (например, Венера из Виллендорфа), древние постройки (Стоунхендж, пирамиды Египта). Они отражают верования и образ жизни древних людей.
Что вы знаете о многообразии таланта Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи был не только художником, но и учёным, инженером, изобретателем. Он создавал анатомические зарисовки, проекты летательных аппаратов, военные машины. Его знаменитые картины, такие как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», стали символами эпохи Возрождения.
1. Дайте определение понятия «искусство».
Искусство — это форма творческой деятельности человека, направленная на создание эстетически выразительных образов, передающих мысли, чувства и идеи через различные художественные средства.
2. Перечислите виды искусства. Какие средства художественной выразительности будут главными для каждого из этих видов?
— Живопись – цвет, линия, композиция. — Скульптура – форма, объем, текстура. — Музыка – мелодия, ритм, тембр. — Литература – слово, сюжет, образность. — Театр – актерская игра, сценография, костюмы. — Кино – кадр, монтаж, звук. — Архитектура – пространство, форма, пропорции. — Танец – движение, пластика, ритм.
3. Как искусство влияет на развитие человека и общества?
Искусство развивает воображение, учит анализировать, чувствовать красоту и эмоции. Оно влияет на мировоззрение, формирует нравственные ориентиры. В обществе искусство объединяет людей, отражает культурные ценности, помогает осмыслить исторические события и менять мир к лучшему.
4. Объясните, как вы понимаете смысл высказываний. «Искусство есть высочайшее проявление могущества человека» (Л. Н. Толстой). «Искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу» (К. Г. Паустовский). «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (Ф. М. Достоевский).
— Л. Н. Толстой: искусство показывает силу человеческого разума и воображения, создавая шедевры, влияющие на мир. — К. Г. Паустовский: оно воспитывает человека, делая его добрее, гуманнее, развивая внутренний мир. — Ф. М. Достоевский: потребность в искусстве заложена в природе человека, без красоты и творчества жизнь была бы бессмысленной.
5. Какую роль играет искусство в вашем развитии?
Искусство помогает лучше понимать себя и окружающий мир. Оно развивает воображение, учит выражать эмоции, делает меня внимательнее к деталям. Книги расширяют кругозор, музыка создает настроение, а картины или фильмы помогают взглянуть на вещи под другим углом.
6. Помогают ли вам творения художников лучше узнать самого себя? Как это происходит?
Произведения искусства заставляют задуматься о жизни, чувствах, выборе. Например, картины могут вызывать сильные эмоции, а книги помогают осмыслить собственные переживания. Через чужие истории и образы можно лучше понять, что важно именно для меня.
7. Есть ли в вашем месте проживания театр? Как он называется? Ка ков его репертуар? Какой спектакль вам захотелось посмотреть и почему? При затруднении с ответом обратитесь за помощью к взрослым.
Если в вашем городе есть театр, его можно найти по афише или на сайте. Узнать репертуар можно, посмотрев афишу спектаклей. Например, если идут классические постановки, такие как «Ревизор» или «Гамлет», мне было бы интересно увидеть их, чтобы лучше понять характеры героев и идеи авторов.
8. Подготовьте краткое сообщение-презентацию о любом деятеле искусства и выступите с ним перед классом.
Например, Леонардо да Винчи – гениальный художник, ученый, инженер. Его картины, такие как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», стали шедеврами мировой культуры. Он изучал анатомию, проектировал машины, исследовал природу. Его талант проявился в разных сферах, что делает его одним из самых разносторонних людей эпохи Возрождения.