Где граница вмешательства государства в рыночную экономику? Какие нормативные правовые акты, регулирующие экономические отношения, вы можете назвать? Каковы достоинства и недостатки командной экономической системы? Часто ли ваши близкие обсуждают тему налогов, пособий, пенсий? Вопросы и задания 1. Назовите экономические функции государства. 2. Какие признаки отличают общественные товары и услуги? 3. Что является главным источником доходов государства? 4. Перечислите основные статьи расходов государства. 5. В чём состоят экономические цели государства? При каком бюджете значение сальдо госбюджета будет: положительным, отрицательным, нулевым? 6. Что из перечисленного ниже является общественным благом? Медицинское обслуживание в поликлинике Газпрома; теплоснабжение посёлка; уборка территории автозавода; компьютеризация школ; социальная сеть в Интернете; троллейбус; первый канал телевидения; спорткомплекс на территории санатория энергетиков. 7. О какой экономической функции государства идёт речь в высказывании Наполеона Бонапарта: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую»? 8. «Налоги — зеркало экономики». Что означает эта фраза? С какой функцией налогов она связана? 9. Возможно ли без вмешательства государства решение проблем загрязнения окружающей среды? Свой ответ аргументируйте. 10. Определите, к каким видам государственного регулирования экономики относятся: установление налоговых льгот; принятие Трудового кодекса страны; принятие бюджета на следующий год; приватизация ряда государственных предприятий; заключение международного торгового договора. 11. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в нашей стране составляет 13%. С пенсий, стипендий, алиментов и социальных пособий подоходный налог не взимается. В июле 17летняя Лера получила следующие доходы: стипендию в колледже 900 рублей; пенсию по инвалидности после перенесённой два года назад операции на сердце — 10 000 рублей; зарплату в книжном магазине 15 000 рублей. Посчитайте величину подоходного налога, уплаченного Лерой. 12. Какими общественными благами вы пользуетесь? 13. Разделитесь на группы. Перечислите примеры, где вы сталкиваетесь с экономическим участием государства. Проранжируйте имеющиеся у вас примеры государственного воздействия на экономику от наиболее к наименее успешным (с вашей точки зрения). 14. Если налоги станут слишком большими для вас, то вы: скорее перестанете работать, чтобы не платить лишнего; будете платить налоги из последних возможностей, экономить, сокращать потребление; будете искать способы уклонения от уплаты налогов; будете законными способами бороться за изменение системы налогообложения или предоставление себе налоговых льгот. К каким последствиям может привести каждое из этих решений? 15. Составьте связный текст на основе сложной схемы, представленной на форзаце 2. 16. Найдите в Интернете Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Какие социальные гарантии даёт государство безработным? 17. Какие социальные программы действуют в вашем регионе? 18. Как менялся прожиточный минимум в вашем регионе в течение последних трёх лет? 19. В государстве N для всех граждан, независимо от рода их деятельности, количества и качества труда, трудовой квалификации, была установлена одинаковая заработная плата. Как, по-вашему, это может отразиться на развитии государства? Обоснуйте свою точку зрения. Напишите рассказ о последствиях этого решения для будущего государства. 20. Выберите группу населения, которая, по вашему мнению, больше всего нуждается в социальной защите. Перечислите проблемы этой группы. Как их можно решить с помощью социальной политики? Составьте специальную программу.