1. В какой фразе стихотворения «Целый мир от красоты...» выражена художественная идея?
Художественная идея стихотворения выражена в строках: «Целый мир от красоты, / От велика и до мала, / И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало». Здесь подчеркивается, что красота охватывает весь мир и ее невозможно ограничить временем или пространством. Это утверждение раскрывает идею вселенской красоты, не имеющей ни начала, ни конца.
2*. Используя средства художественной выразительности, постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое день иль век / Перед тем, что бесконечно?»
День и век, как измерения времени, становятся ничем по сравнению с бесконечностью. Для ответа на этот вопрос можно использовать образ вечности, например: «День — лишь миг, век — всего лишь шаг, / Когда смотришь ты на звездный свет, / Вечность в нем, как необъятный стих, / И человеческий век — его след». Этот ответ показывает, что человеческая жизнь — это всего лишь малый момент в бесконечности мироздания, а сама бесконечность не подвластна времени.
3. Мысль Фета «То, что вечно, — человечно» — это философская и человеческая позиция. Приведите примеры из жизни (или из искусства), подтверждающие справедливость сказанного Фетом.
Мысль Фета о том, что «то, что вечно, — человечно», можно проиллюстрировать примерами из жизни или искусства. Например, любовь, как вечное чувство, — всегда была актуальной темой в литературе и искусстве. В философии или религии понятие вечности часто ассоциируется с духовными ценностями. Примером может служить произведение Льва Толстого "Война и мир", где неизменные человеческие ценности, такие как любовь и честность, остаются важными в любых исторических условиях. В искусстве эта идея также подтверждается — например, в музыке Бетховена, где его произведения несут в себе вечность и человечность, несмотря на уход времени.
4. Определите тему стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…».
Тема стихотворения — это связь человека с природой, важность учёбы у неё, переживания и внутренние поиски в трудные моменты жизни. В стихотворении природные образы служат символом человеческой стойкости и веры в лучшее будущее.
5. Вчитайтесь в первую строфу. Какие слова в ней являются наиболее значимыми, ключевыми? Почему «застывшие слёзы» на коре берёзы и дуба — «напрасные»?
В первой строфе ключевыми словами являются «застывшие слёзы», «напрасные», «треснула», «жестокая пора». Эти слова показывают, что природа, несмотря на её боль и страдания, остаётся сильной. «Застывшие слёзы» — это образ страдания, но он назван «напрасным», потому что природа, как и человек, должна продолжать стойко переносить трудности.
6. Первая строфа — это лирика природы. Угадывается ли в её строе не только «зимний пейзаж», но и человек с его переживаниями, его внутренним состоянием? Обоснуйте своё мнение.
Да, в первой строфе угадывается не только зимний пейзаж, но и внутреннее состояние человека. Состояние природы — холод, зима, метель — отражает переживания лирического героя, который переживает тяжёлые моменты. Природа и человек в стихотворении тесно связаны, их переживания совпадают.
7. Зная биографию поэта, «расшифруйте», объясните последнюю строку второй строфы.
Последняя строка второй строфы — «Молчи и ты!» — объясняется личной философией поэта. В ней звучит призыв к внутренней стойкости в трудные моменты, когда внешняя ситуация не позволяет найти выход. Автор напоминает, что иногда нужно пережить трудности, молчать и ждать, когда всё наладится.
8. Какова идея стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы...»? Прочитайте фрагмент, в котором она наиболее ярко выражена.
Идея стихотворения заключается в том, чтобы учиться стойкости у природы, быть терпеливым в трудные времена, верить в лучшее будущее. Особенно ярко эта мысль выражена в строках: «Учись у них — у дуба, у берёзы».
9. Остаётся ли настрой стихотворения трагическим или меняется по ходу развития лирического сюжета? Если меняется, то как?
Настрой стихотворения меняется. Начинается оно в мрачных, трагических тонах — зима, метель, холод, но заканчивается на более оптимистичной ноте: «Верь весне. Ее промчится гений». Это символизирует веру поэта в то, что после тяжёлых периодов обязательно наступят лучшие времена.
10. Назовите средства художественной выразительности, которые вводит поэт в стихотворение, определите их роль.
В стихотворении используются эпитеты («жестокая пора», «холод лютый»), олицетворения («метель рвёт листья», «скорбящая душа»), метафоры («напрасные слёзы», «гений весны»). Эти средства художественной выразительности помогают выразить эмоциональные переживания, показать контраст между зимним холодом и грядущим теплом и светом.
11. Выучите наизусть одно из стихотворений А.А. Фета. Подготовьтесь к выразительному чтению.
12. С творчеством русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина, вероятно, многие из вас хорошо знакомы. Вспомните его картины. Рассмотрите репродукцию картины «Дубы в Старом Петергофе». Подумайте, есть ли что-то общее в творчестве «лесного богатыря» Шишкина и в философско-пейзажной лирике Фета.
В картинах Шишкина, таких как «Дубы в Старом Петергофе», природа изображена с огромным уважением и вниманием к деталям. В стихотворении Фета также используется мощный природный пейзаж, который символизирует внутреннюю силу. Оба художника — и Фет, и Шишкин — показывают гармонию природы и человека, а также внутреннюю борьбу и стойкость перед лицом трудностей.