1. Чем для жителей села стал приезд фотографа? Какие детали поведения сельчан подтверждают ваш вывод?
Приезд фотографа для жителей села стал настоящим событием, прервавшим даже уроки в школе. Сельчане проявляли оживленный интерес к фотографу, стремясь угодить ему и позировать на его снимках. Выбор дома для ночлега фотографа был долгим и тщательным, и в итоге был сделан в пользу интеллигентного жителя села, Чехова. Родители бегали по селу, собирая лучшие наряды для своих детей, чтобы они выглядели на фотографии наилучшим образом. Однако, маленького Витю Астафьева, который заболел накануне, на снимке не оказалось, ибо ему не хотелось и он не мог встать на ноги. Эта фотография сохранилась со временем, хотя пожелтела, и помогает вспомнить всех ребят, которые позировали на ней, многие из которых погибли во время войны.
2. Зачем рассказчик и Санька пошли кататься на увал? Каковы последствия этого катания?
Они отправились кататься на увал из-за обиды и разочарования. Поставленное решение сфотографировать их в последнем ряду вызвало у них грусть, ведь они не могли похвастаться особыми достижениями или примерным поведением. В конечном итоге, у рассказчика возник приступ ревматизма, который он унаследовал от своей матери, ставшей для него предметом воспоминаний и печали.
3. Какие особенности характера бабушки проявляются в повседневной жизни? Какие детали это передают?
Бабушка в произведении "Фотография на которой меня нет" отличается настоящим добротой, заботой и пониманием, что делает ее по-настоящему замечательным персонажем. В повседневной жизни она проявляет соледарность и иногда строгость, но всегда с сохранением тепла и заботы. После того как главный герой возвращается домой после очередной шалости, бабушка сначала наказывает его, а затем проявляет заботу и внимание, помогая ему справиться с болями в ногах. Детали, такие как использование нашатырного спирта, поход в баню и лечение березовым веником, подчеркивают заботу и заботу бабушки о своем внуке. Она также старается подбодрить его и обещает свозить к самому лучшему фотографу, показывая свою преданность и заботу о его счастье и удовлетворении.
4. Какое время воспроизведено в рассказе? По каким приметам вы это определили?
Рассказ Виктора Астафьева "Фотография, на которой меня нет" воспроизводит время 1930-х годов, что можно определить по нескольким ключевым признакам. Первым таким признаком является приезд фотографа, который становится настоящим событием для жителей села, что отражает общее отсутствие доступа к современным технологиям и массовой фотографии в то время. Также намеком на временной контекст является отсутствие упоминаний о войне или военных событиях, что указывает на то, что Вторая мировая война еще не началась. Болезнь мальчика, ревматизм, также свидетельствует о том, что рассказ происходит до изобретения антибиотиков, поскольку автор описывает лечение бабушки народными средствами, а не медикаментозной терапией, которая была бы доступна в более поздние времена. Все эти детали совместно создают атмосферу и временную пластичность произведения, уточняя его хронологический контекст и помогая читателю глубже погрузиться в мир рассказа.
5. Какие детали в рассказе передают отношение жителей села к учителю? В чём причина такого отношения?
Отношение жителей села к учителю выражается через ряд внимательных и заботливых деталей. Во-первых, уважение к учителю обусловлено его знаниями и тактовностью в общении с каждым жителем, вне зависимости от возраста. Учитель также готов извлекать уроки из жизни сельского общества и учиться у своих учеников. Жители села проявляют свою любовь и уважение к учителю, поддерживая его заботой и подарками, такими как молоко, сметана и ягоды. Они также оказывают помощь учителю и его семье в бытовых делах, проявляя свою преданность и поддержку. Принятие учителя бабушкой с почестями, такими как предложение еды и уход за его вещами, является отражением общего уважения и благодарности за его труд и заботу о детях села. Эти детали передают теплые и дружеские отношения между учителем и жителями сельского сообщества, которые базируются на взаимном уважении и поддержке.
6. Приведите примеры, по которым можно судить о влиянии учителя на сельчан.
Признаки влияния учителя на сельчан проявляются в различных сферах их жизни. Например, сельчане проявляют уважение к учителю не только за его образование, но и за его готовность учиться у каждого, независимо от возраста. Они готовы помогать учителю и его семье в бытовых делах без ожидания какой-либо выгоды. Сельчане также считают почетным, если учитель посещает их дом и общается с ними на равных, демонстрируя тем самым важность их мнения и присутствие в обществе. Эти примеры свидетельствуют о глубоком влиянии учителя на сельское сообщество, где его авторитет основан на взаимном уважении и доверии.
7. На чём основано взаимное уважение учителя, деревенских жителей, учеников?
Взаимное уважение между учителем, деревенскими жителями и учениками основано на ряде факторов. Учителя уважают за их вежливость и равное отношение ко всем, за доступность и готовность помочь в любое время. Деревенские жители ценят учителя за его активность и инициативу в улучшении образовательного процесса. Кроме того, учителям удается привлечь внимание и поддержку сельского сообщества, организуя сбор различных материальных ценностей для обучения детей. Этот акт доброй воли и солидарности среди жителей села демонстрирует взаимопонимание и поддержку в достижении общей цели - обеспечить образование для всех детей, несмотря на экономические трудности. Таким образом, взаимное уважение базируется на взаимодействии, сотрудничестве и взаимопонимании, создавая тесные связи между учителем, жителями и учениками.
8. Каким запомнил своего учителя герой рассказа?
Герой рассказа запомнил своего учителя как человека с добрым и отзывчивым сердцем. Для него не было значимости, кто богат и кто беден - он всегда был готов оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждался. Этот аспект личности учителя сделал его исключительным и незабываемым для главного героя, оставив яркое впечатление о его человечности и доброте.
9. Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?
Фотография, на которой героя нет, для него имеет особенное значение из-за связанных с ней воспоминаний и эмоций. В то время события, связанные с фотографией, были непросто значимыми, а поистине важными. Она стала символом детства и момента, который, возможно, уже никогда не повторится. Вспоминая те времена, рассказчик вспоминает не только момент съемки, но и всю атмосферу и эмоции, которые она вызывала. Эта фотография стала не просто отпечатком на бумаге, а своеобразным фрагментом прошлого, в котором заключены частички самых ярких моментов жизни.
10. Назовите просторечия и диалектные слова, передающие своеобразие речи сельских жителей.
Подвода - телега. Парнишка-ревун - ребенок, который часто плачет или нытик. Домовничать - присматривать за домом и хозяйством в отсутствие хозяев. Дитёнок - ребенок. Сплавной участок - место, где осуществляется сплав древесины. Заезжий дом - привычное выражение для обозначения гостиницы в деревне. Молодица - молодая девушка. Гужом ходили - двигаться цепочкой или группой. Катанки - валенки. Молодца - молодой парень. Рематизнь - ревматизм. Нудь - боль. Воньмет - понимает. Тутока - здесь. Анделы - ангелы. Субчик - непослушный ребенок.
11*. Прочитайте фразы:
а) «Народные приметы не знают границ и расстояний»;
б) «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”».
Какие основания были у писателя, чтобы прийти к таким выводам?
а) Писатель мог прийти к выводу о том, что народные приметы не знают границ и расстояний, основываясь на своем опыте и наблюдениях за сельской жизнью. Он мог заметить, что традиции, обычаи и приметы сохраняются и передаются из поколения в поколение независимо от местоположения и социального статуса.
б) Писатель мог прийти к выводу о важности слова "учитель" и забвении фамилии конкретного учителя, исходя из своего опыта общения с людьми и свидетельств из жизни. Он, возможно, заметил, что роль учителя и его влияние на формирование личности часто переходят границы конкретного времени и места, что важно не имя, а роль и значение этого человека в жизни учеников.
12*. В рассказе представлены два типа отступлений. Назовите их и определите их художественную роль.
Да, в рассказе "Фотография, на которой меня нет" можно выделить два типа отступлений: описание и авторские отступления.
Описание в рассказе играет роль создания атмосферы и описания окружающего мира, уклада жизни в сельской деревне. Оно помогает читателю лучше представить обстановку, в которой развивается действие рассказа, и погрузиться в атмосферу сельской жизни.
Авторские отступления в рассказе выполняют функцию философского и лирического комментария к происходящим событиям. Они позволяют автору выразить свои мысли, чувства и взгляды на мир через рассказчика, а также углубить понимание темы и обогатить художественное содержание произведения.