1. Как вы думаете, где и когда происходит действие? С какой целью пришли «три ровесницы»?
Действие происходит возле реки, за плотиной и мельницей, вероятно, в сельской местности. Время суток - закат. Три ровесницы пришли на берег реки, вероятно, с надеждой увидеть своих возлюбленных, которые не вернулись с фронта.
2. Высокий берег в народной поэтике — место любовного свидания. Вспомните фрагмент из стихотворения «Катюша»: «Выходила на берег Катюша, / На высокий берег на крутой...» В стихотворении «Три ровесницы» крутизна берега не подчёркнута. Случайно ли это? Зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках: «То сорвут они по веточке / С берёзки молодой...» Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должна вызывать веточка молодой кудрявой берёзы?
В отличие от других стихотворений, в "Три ровесницы" крутизна берега не подчёркнута, что может указывать на более спокойное и необычное место для встречи. Образ "веточки с берёзки молодой" может вызывать ассоциации с нежностью, красотой и молодостью, что подчеркивает чувственность и надежду девушек в ожидании своих любимых.
3. Девушки пробуют, «Тепла ль в реке вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что «вдали туман лишь стелется...». Холодная вода и стелющийся туман, по народным поверьям, предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман — радость. Так, может быть, и в самом деле «...только ради этого / И шли они сюда»? Зачем же М.В. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И ещё: что же хотели узнать девушки, пробуя, «Тепла ль в реке вода»?
Использование слова "будто" может указывать на сомнения девушек относительно своих ожиданий и надежд, возможно, они осознают, что их ожидания могут оказаться напрасными. Они хотели узнать, есть ли радость в том, что их возлюбленные вернулись, или же столкнуться с горькой реальностью.
4. Вчитайтесь ещё раз в строфу:
А на небе нет ни месяца,
Ни месяца, ни звёзд...
И пошли обратно девушки,
Обижены до слёз.
Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?
Фраза "на небе нет ни месяца, Ни месяца, ни звёзд" может символизировать темную и неопределенную атмосферу, отсутствие света и ясности в будущем, что усиливает чувство неопределенности и безысходности у девушек.
5. Сделайте ещё один микро-вывод: почему же не пришли «мальчики-обманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью ощутили «три ровесницы»?
Возможно, "мальчики-обманщики" не пришли из-за того, что они погибли на войне или не вернулись из фронтовой линии. Это еще раз подчеркивает трагичность и болезненность утраты для ровесниц.
6. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы».
Тема стихотворения "Три ровесницы" М.В. Исаковского может быть сформулирована как "Трагическая утрата во время войны и ожидание, оставшееся без ответа".
7*. Следуя примерно таким же путём, самостоятельно охарактеризуйте стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».
Строфические особенности:
Стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых состоит из четырех строк. Используется простая рифма в каждой строфе (ааbb). В основном используется ямбический размер (четырехстопный).
Тема и мотивы: Основная тема стихотворения - разрушение и трагедия войны. Враги сожгли родную хату главного героя, что привело к гибели его семьи. Отмечается чувство потери и беспомощности перед страшными последствиями войны. Герой сталкивается с пустотой и отсутствием смысла после потери родного дома и семьи. Отсутствие ответа и встречи со стороны Прасковьи символизирует одиночество и отчаяние главного героя.
Использование образов и символов: Образ главного героя, стоящего на перекрестке двух дорог, отражает его внутреннюю борьбу и поиск дальнейшего пути. Трава заросшего бугорка и теплый летний ветер создают атмосферу молчаливой печали и утраты. Бутылка горького вина на сером камне гробовом символизирует трагическую утрату и печаль героя.
Тональность и настроение: Стихотворение пронизано горечью, печалью и отчаянием перед лицом разрушительных последствий войны. Отмечается мрачная и меланхоличная атмосфера, отражающая болезненные переживания и потери главного героя.
Основные художественные приемы: Использование повторений и параллелизма для усиления эмоциональной нагрузки и выразительности текста. Использование простого и понятного языка, что делает стихотворение более доступным и эмоционально заряженным.
8. Выучите наизусть одно из стихотворений М.В. Исаковского.