1. Вспомните, какие произведения, изученные вами ранее, написаны в манере сказа. 2. По словарю иностранных слов определите значения слов: пленарный, кворум, перманентный, дискуссия, президиум, индустрия, оратор. Составьте с каждым из них предложение. 3. Найдите в тексте, во-первых, слова с ошибками (типа «оттеда», «вышедши»), во-вторых, слова и фразеологизмы разговорного стиля (например, «небось», «сунься», «хлопал ушами»). Объясните их роль в характеристике персонажей. Обратите внимание на то, что эти слова употребляются рядом с иноязычными по происхождению, и это создаёт комический эффект. 4. Понимают ли действующие лица рассказа значение слов «пленарное», «кворум» «президиум»? Подтвердите своё утверждение, приведя из текста словосочетания и предложения с этими словами. 5. Какие два канцеляризма (словосочетания из официально-делового стиля) специально смешивает автор, употребляя дважды в рассказе словосочетание «по существу дня»? 6. Можно ли «вступить на точку зрения», «подсекции завариться минимально», «относиться к собраниям перманентно»? Свой ответ аргументируйте, заменяя слова, употреблённые в несвойственном им значении, другими, уместными в данном контексте. 7. Выпишите все глаголы, синонимичные глаголу «говорить», которые встречаются в тексте. Отметьте мастерство писателя в подборе языковых и контекстуальных синонимов. 8. Своеобразным обрамлением рассказа М.М. Зощенко являются первое («Трудный этот русский язык, дорогие граждане!») и последнее («Трудно, товарищи, говорить по-русски!») предложения. В прямом или переносном смысле следует понимать эти предложения? Есть ли в них иронический подтекст? 9. Какого разряда имя прилагательное использовано в названии «Обезьяний язык»? Какой приём использовал автор в названии? 10. Назовите встречающиеся в тексте фразеологизмы и определите их стилистическую окраску. 11*. В рассказе есть пример градации. Найдите его и определите выразительную роль этой фигуры. 12. Найдите в тексте словосочетания и предложения «обезьяньего языка», то есть синтаксические конструкции, абсолютно лишённые смысла, например «конкретно фактически». 13. К какому стилю относятся следующие реплики героев рассказа: «Ишь ты», «Да уж будьте покойны», «Да ну?», «Ей-богу», «Скажи на милость», «Пожалуй»? 14. Подготовьтесь к выразительному чтению рассказа М. Зощенко.