1. Подберите ключевые слова, с помощью которых устно нарисуйте портрет рассказчика. Сопоставьте его образ с характером Шакро. 2. Кажется ли вам правдоподобной история Шакро? 3. Почему рассказчик решил помочь своему новому знакомому? Найдите ответ на этот вопрос в тексте и прочитайте его. Дайте свой комментарий. 4. Чем принципиально различаются взгляды Шакро и Максима? Кто из персонажей, с вашей точки зрения, прав? Почему? 5. Какой предстаёт перед читателем жизнь на Кавказе в рассказах героя? Как вы думаете, достоверная ли это картина? Или взгляд героя субъективен? 6. Как развивается конфликт в рассказе? Каково разрешение этого конфликта? Соответствует ли развязка вашим ожиданиям или расходится с ними? 7. Прочитайте слова рассказчика. O чём они? Как все три фрагмента связаны с идеей рассказа? «Это мой спутник... Я могу бросить его здесь, но не могу уйти от него, ибо имя ему — легион... Это спутник всей моей жизни... он до гроба проводит меня...» «А я под его говор думал о великом несчастии тех людей, которые, вооружившись новой моралью, новыми желаниями, одиноко ушли вперёд и встречают на дороге своей спутников, чуждых им, неспособных понимать их... Тяжела жизнь таких одиноких! Они — над землёй, в воздухе... Но они носятся в нём, как семена добрых злаков, хотя и редко сгнивают в почве плодотворной...» «Он научил меня многому, чего не найдёшь в толстых фолиантах, написанных мудрецами, — ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей». 8. Какова художественная роль пейзажных сцен в рассказе? 9. Определите художественные средства, которые использованы в описаниях природы. Какие черты романтизма нашли отражение в пейзажных сценах? С. 191.