Вопросы и задания
1. Расскажите о творческой истории поэмы «Мцыри».
Мцыри - это результат творческого порыва Лермонтова, зародившегося в его ранние годы. Впечатления от пребывания на Кавказе и встреча с монахом в Мцхете послужили вдохновением для создания поэмы. История о бывшем мусульманском мальчике, плененном русским генералом, затем обретающем свое место в православном монастыре, стала основой для повествования о скитаниях чужеземца, обреченного на монашескую жизнь.
Название "Бэри" первоначально прозвучало как заглавие, но в ходе творческого процесса Лермонтов решил изменить его на "Мцыри". Поэма увидела свет в 1840 году и стала неотъемлемой частью литературного наследия Лермонтова, отличаясь уникальным рассказом и глубокими художественными образами.
2. Какой предстаёт в воображении Мцыри его родина и какие чувства она в нём пробуждает?
В воображении Мцыри его родина предстает как символ свободы, как место, где он может ощутить себя человеком, свободным от оков монашеской жизни. Для него родина не сводится просто к географическому местоположению, где он родился, а становится выражением его тайной мечты о возвращении к свободной жизни.
В его восприятии родина ассоциируется с "священными словами", которые он бережно хранит в своей душе, не осмеливаясь произнести их вслух. Эти слова становятся для него символом того, что делает человека свободным — традиции, семьи, родного очага. Жизнь в монастыре, где он ощущает себя как раб, лишает его этих ценностей.
3*. Какова композиционная роль образа чернеца?
Образ чернеца в поэме "Мцыри" играет ключевую роль в композиции произведения. Этот старый монах, хоть и немой, становится важным слушателем и доверенным Мцыри. Благодаря ему герой делится не только своей историей бегства, но и своими мечтами, страстями.
Умирающий Мцыри решает совершить свою исповедь перед чернецом. Это не просто рассказ, а духовное откровение, в котором Мцыри обращается к монаху как к старику, припоминая, как тот когда-то спас его жизнь и выходил его. Чернец становится, по сути, вторым отцом Мцыри, духовным наставником, который не смог заменить родного отца юноши.
Мцыри обращается к чернецу как к судье, не ища оправданий, но выражая свою уверенность в собственной правоте. Мцыри даже формулирует свою последнюю волю перед монахом — быть похороненным в саду у кустов акации, откуда виден Кавказ.
4. На что обращает внимание Мцыри в окружающей его природе?
Покидая монастырь, Мцыри ощущает восторг перед величественной природой, окружающей его. Он восхищается масштабом пейзажа, в первую очередь, замечая "пышные поля", холмы, деревья, которые словно обнимают его со всех сторон. Большое внимание уделяется деталям природы: горные хребты описываются как "причудливые, как мечты", их вершины сравниваются с "курящимися алтарями в голубом небе". Он видит венцы из деревьев, украшающие холмы, и облака, напоминающие белый караван птиц. Каждый элемент природы вызывает в Мцыри умиление и восхищение, создавая образ окружающего мира полного красоты и величия.
5. Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой и бое с барсом? Для того чтобы наглядно представить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду отдельно).
Встреча с молодой грузинкой и бой с барсом в поэме "Мцыри" открывают разные грани личности главного героя.
Молодая грузинка:
Любовь Страсть Искушение Романтика Тоска Невозможность
В этой встрече Мцыри переживает моменты страстного влечения и тоски, влаженные в романтическую обстановку, однако невозможность соединения с любимой создает сложный внутренний конфликт.
Бой с барсом:
Сила Ярость Выживание Воля Победа Символика
В этом эпизоде проявляется сила и ярость Мцыри, его воля к выживанию. Бой с барсом становится символом борьбы человека с природой, где Мцыри, несмотря на физическую слабость, побеждает благодаря своей воле и стремлению к победе.
6. Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите наиболее экспрессивно окрашенные слова и предложения.
В сцене боя с барсом напряжение передано с использованием разнообразных художественных средств.
Самый выразительный троп - сравнение, позволяющее читателю ощутить напряжение момента:
"Он застонал, как человек, И опрокинулся.
И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом..."
Метафоры добавляют интенсивности описанию борьбы:
"смертельный бой" "сердце вдруг зажглось жаждою борьбы и крови" "пустыни вечный гость"
Эпитеты также усиливают выразительность:
"могучий барс" "взор кровавый" "бешеный скачок"
Инверсия вносит драматизм в описание:
"в битве следует бойцу" "зрачки его недвижных глаз блеснули грозно"
Градация усиливает эмоциональное напряжение:
"Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз... Зрачки его недвижных глаз Блеснули грозно — и потом Закрылись тихо вечным сном."
7. Найдите и приведите примеры других форм выразительности поэтической речи: сравнений, эпитетов и прочих тропов, поэтического синтаксиса.
8. Важнейшим средством, с помощью которого раскрывается характер героя поэмы, является монолог. Определите значение этого термина.
Монолог в поэзии представляет собой сольное высказывание персонажа, где он разглашает свои мысли, чувства и внутренний мир. Этот литературный прием дает читателю прямой доступ к внутреннему монологу героя, позволяя понять его мотивации, переживания и взгляды.
Монолог дает глубокий взгляд на внутренний мир персонажа, открывая его внутренние конфликты, сомнения и эмоциональные переживания. Этот сольный момент позволяет читателю ближе познакомиться с героем, раскрывая его характер, внутренние противоречия и индивидуальность.
Монолог в поэзии становится мощным инструментом для создания глубоких, многогранных образов, добавляя слои значений и чувств к характерам. Он отражает не только внешние события, но и внутренний мир героя, что делает этот литературный прием важным средством раскрытия характера в поэтическом произведении.
9. Найдите и прочитайте строки поэмы, которые особенно ярко свидетельствуют о страстном, мятежном характере юного героя.
10*. Какое место в структуре произведения занимает «песня рыбки»? Охарактеризуйте её звукопись (в понятие «звукопись» входят ассонанс, аллитерация, звукоподражание).
11. Какие стороны жизни человека характеризуются М.Ю. Лермонтовым в его высказываниях:
— «Радости забываются, а печали — никогда».
— «Грусть — жестокий властелин».
— «Совесть вернее памяти».
— «Уважение имеет границы, а любовь — никаких».
— «Любовь, как огонь, — без пищи гаснет».
— «Всё ясно ревности — а доказательств нет!»
— «...Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».
— «Порой обманчива бывает седина: / Так мхом покрытая бутылка вековая / Хранит струю кипучего вина».
— «Жизнь — вечность, смерть — лишь миг».
— «Боюсь не смерти я. О, нет! / Боюсь исчезнуть совершенно».
Лермонтов в своих высказываниях затрагивает различные аспекты человеческой жизни, придавая им оттенки мудрости и философского взгляда.
В фразе "Радости забываются, а печали никогда" проглядывает оттенок пессимизма и глубокого понимания того, как трудно забыть негативные моменты в жизни.
"Грусть — жестокий властелин" выражает представление о том, как грусть может овладевать человеком, становясь императором его эмоционального мира.
В фразе "Совесть вернее памяти. Уважение имеет границы, а любовь — никаких" Лермонтов, вероятно, обращает внимание на внутренний голос и ценности, отличающиеся в любви и уважении.
"Любовь, как огонь, — без пищи гаснет" отражает идею о необходимости питания чувств для их сохранения и развития.
"Всё ясно ревности — а доказательств нет!" раскрывает сложные аспекты ревности, подчеркивая ее непонятность и часто бессмысленные проявления.
В высказывании о реках и водопадах Лермонтов привносит философское понимание природы и жизни, подчеркивая величие внутренней силы и спокойствия.
Фраза о седине на бутылке вековой и ее сохранении струи вина внушает мысль о том, что внешний вид может быть обманчив, а суть остается богатой и неисчерпаемой.
В выражении "Жизнь — вечность, смерть — лишь миг" Лермонтов затрагивает тему бесконечности жизни и мимолетности смерти.
С фразой "Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно" он касается страха перед забвением, несмотря на неизбежность смерти.
12. Определите тему и идею поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Найдите в поэме строки, в которых с наибольшей полнотой раскрывается её художественная идея.
Поэма "Мцыри" М.Ю. Лермонтова затрагивает тему внутреннего бунта и стремления к свободе личности, а также показывает цену, которую может заплатить человек за освобождение от обуздывающих обстоятельств. Главный герой, выросший в мрачном монастыре, олицетворяет силу духа, несмотря на тяготы окружающей среды.
Идея поэмы заключается в том, что истинная жизнь проявляется в свободе, даже если эта свобода временна и опасна. Герой готов рискнуть, лишь бы ощутить настоящее существование, отдать предпочтение нескольким дням полной свободы перед долгим заключением в монастыре, где жизнь лишена ярких переживаний.
Художественная идея поэмы прекрасно раскрывается в строках, где герой описывает свою тоску по свободе и жажду жизни, сталкиваясь с монотонностью и лишением в монастыре. Он воспринимает свободу как ценность, которую стоит пожертвовать, даже если эта цена - смерть.
13*. Какие произведения других видов искусства можно сопоставить с поэмой «Мцыри»?