Вопросы и задания
К главе I
1. Подберите необходимые ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева, Авдотьи
Гринев - молодой офицер, поэтическая натура, влюблен в Машу Миронову, честный и преданный своему долгу. Капитан Миронов - комендант крепости, добрый и порядочный человек. Василиса Егоровна - его жена, хозяйственная и любящая. Маша - дочь Мироновых, миловидная и преданная. Андрей Петрович Гринев - отец Петра, бывший премьер-майор, отправил сына на службу в Белогорскую крепость. Авдотья Васильевна Гринева - мать Петра, многодетная женщина. Савельич - дядька Петра, крепостной, воспитывал его. Иван Иванович Зурин - ротмистр, обыгравший Петра в Симбирске.
2. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в I главе романа? Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринева и Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
В I главе "Капитанской дочки" Петр Гринев описывает свое воспитание, подчеркивая, что оно не соответствовало современным стандартам. В тот период дворянские дети воспитывались слугами, а обучение поручалось малограмотным людям. У Петра Гринева это был француз, мосье Бопре, бывший парикмахер и солдат. В комедии "Недоросль" Фонвизин также иронизирует над дворянским воспитанием, представляя учителей, которые сами невежественны. Так, учитель арифметики — бывший солдат, учитель грамматики — дьячок, а учитель французского — бывший кучер. Оба произведения раскрывают недостатки системы воспитания дворянства, подчеркивая его грубость и отсутствие образованности.
3. Каков, по вашему мнению, центральный эпизод I главы? В чем его основной смысл?
Центральный момент I главы - отправление Петра Гринева на службу. После описания детства героя, где его окружали любовь родителей и забота слуги Савельича, он направляется в Оренбург. Этот эпизод символизирует переход от беззаботного детства к серьезным испытаниям в армии. Отправляясь служить, Петр встречает настоящую жизнь и обязанности, предоставленные ему отцом. Смысл этого момента заключается в идее, что каждый человек должен пройти свой жизненный путь, испытывая различные вызовы, и честно пройти через них.
К главе II
1*. Гринев мог встретиться с Пугачевым при различных обстоятельствах. На страницах романа встреча происходит во время разразившегося бурана. В чем его символический смысл?
Встреча Гринева с Пугачевым во время бурана в "Капитанской дочке" символизирует не только предстоящее восстание, но и внутренний конфликт главного героя. Буря отражает беспорядок и силу перемен, предвосхищая бурю социальных изменений, которая произойдет в результате восстания Пугачева. В то время как внешний мир взрывается в бурю, внутренний мир Гринева также находится в состоянии конфликта, когда он сталкивается с дилеммой: осуждать или сочувствовать Пугачеву. Пугачев, как символ бунта, проводит Гринева через внутренний кризис и помогает ему понять свои собственные убеждения и ценности.
2. Раскройте символический смысл сна Петра Гринева. Какова роль этого эпизода в общей композиции романа?
Сон Петра Гринева в "Капитанской дочке" символизирует предвидение будущих событий. Этот эпизод предвосхищает его столкновение с Пугачевым, что подчеркивает его важную роль в романе.
3. Зачитайте строчки, в которых дается портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.
В тексте Пушкина, описывая вожатого (Пугачева), выражительные средства создают насыщенный портрет. Черная борода с проседью, сверкающие глаза и плутовское выражение лица вызывают четкий образ. Автор акцентирует внимание на бороде, используя ее как символ загадочности и таинственности, так как она закрывает большую часть лица, оставляя лишь глаза в фокусе. Эпитеты, такие как "сверкающие" и "живые большие", придают глазам выразительность, а олицетворение в описании движения глаз добавляет динамики и загадочности. Мигание вожатого описывается как "значительное", подчеркивая его влиятельность и умение привлечь внимание.
4. Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Почему Гринев не послушал Савельича и настоял на своем решении?
Решение Петра Гринева подарить "вожатому" свой заячий тулуп отражает его благодарность и признание Савельича важной фигурой в своей жизни. Гринев не послушал Савельича и настоял на своем решении, потому что он чувствовал, что это было правильно и искренне хотел выразить признательность. Также, он мог не осознавать, что "вожатый" на самом деле был Пугачевом, что добавляет элемент интриги к сюжету.
5. Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передает его отношение к происходящему?
Слово "ох" в репликах Савельича наилучшим образом передает его отношение к происходящему. Это восклицание выражает не только физическую угрозу для головы Савельича, но и его обеспокоенность и тревогу по поводу событий. В данном контексте "ох" может указывать на негодование, страх или удивление, создавая эмоциональный оттенок и подчеркивая интенсивность переживаний персонажа.
6. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринева «держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?
Фраза "держать в ежовых рукавицах" в записке Андрея Петровича Гринева означает обращаться с кем-то осторожно и бережно, не навязывая своей воли, а предоставляя другой стороне большую свободу и независимость. Это выражение подразумевает, что нужно быть деликатным и тактичным в общении, не проявляя излишней строгости или авторитарности. Генерал-немец не понимает этого значения, что добавляет юмористический элемент в роман "Капитанская дочка" Александра Пушкина.
К главе III
1. Каково первое впечатление Гринева от Белогорской крепости? Что удивило и поразило юношу?
Белогорская крепость в самом начале произвела на Гринева удручающее впечатление. Он ожидал увидеть грозные, неприступные бастионы, но нашел скромную деревушку, окруженную простым забором. Кроме того, ожидание строгого начальства разрушилось, когда комендант вышел в колпаке и халате. Вместо воинственных воинов, Гринев увидел старых инвалидов с устаревшей пушкой. Однако дальнейшие события в крепости открыли перед ним совершенно новую перспективу, позволяя ему увидеть красоту простой жизни и ценность общения с добрыми людьми.
2. Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером?
Комендант крепости изображается в романе как человек с множеством разных качеств. С подчиненными, в данном случае стариками-инвалидами, он ведет себя строго и организует для них учения. В общении с женой и дочерью он проявляет мягкость и заботу. Его отношение к ним доброжелательное. Когда появляется вновь прибывший офицер, комендант также проявляет доброжелательность и приветливость, что говорит о его способности подстраиваться под обстановку и вести себя соответственно. Комендант в романе предстает как многосторонний и гибкий по характеру человек.
3. Назовите художественные средства, с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены.
Художественные средства, используемые для воссоздания характеров капитана Миронова и его жены, включают гиперболу, олицетворение, метафоры, стилистические фигуры. Также применены сравнения, например, со словом "швея", эпитеты, такие как "добрый честный человек", и эпифоры, подчеркивающие важность настоящей службы и дисциплины. Эти литературные приемы помогают создать яркие и выразительные образы персонажей, добавляя глубину и многогранность их характеров.
4. Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи капитана Миронова.
Капитан Миронов использует в своей речи типичные слова и выражения, характерные для военного стиля общения. Это включает военные формулировки, например, "господа офицеры" или "возьмут фортецию приступом". Его речь также содержит много уменьшительно-ласкательных слов, таких как "солдатушки" и "детушки". Капитан Миронов также использует просторечные слова и выражения, такие как "слышь ты", "таки", "пуще". В его речи можно найти поговорки и красные словца, как "надумается да раскается" и "баба-то не робкого десятка". Этот стиль речи создает образ капитана как военного человека, привыкшего к грубому и прямому общению.
5. Каковы обычаи в доме Мироновых? Справедлива ли их характеристика, данная Швабриным?
В доме Мироновых царили простые и скромные обычаи. Семья вела незамысловатый образ жизни, без излишеств. Характеристика, данная Швабриным, оказалась справедливой: Мироновы были радушными и гостеприимными. Василиса Егоровна принимала гостей с теплотой, и кажется, что это было характерной чертой их быта.
Капитан Миронов не уделял много внимания быту, предоставляя организацию дома Василисе Егоровне. Его военные обязанности часто уносили его из дома, и он не всегда присутствовал на обедах. В этом отношении описание Швабрина оказалось точным.
Хотя семья была небогатой, ее члены не обращали внимания на свою скромность, несмотря на отсутствие приданого у Маши.
К главе IV
1. «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя?
Настроение героя изменилось благодаря влечению к Маше. Он влюбился в нее, и это сделало его жизнь в крепости сносной и приятной.
2. Расскажите о занятиях Гринева в крепости.
В свободное время Гринев предавался увлечению чтением литературы и творчеству. Он писал стихи и даже пытался поделиться ими с Швабрином, хотя последний не особо оценил его поэтические усилия. Такие занятия свидетельствуют о том, что Гринев был человеком с творческим складом ума и стремился выразить свои мысли и чувства через слово и искусство.
3. Каков кульминационный эпизод главы? Составьте цитатный план для ответа на вопрос.
Гринев описывает, как его жизнь в крепости стала приятной. Он сообщает, что был принят в офицеры. Вокруг крепости царило спокойствие. Швабрин начинает разбирать стихи из тетрадки Гринева. Гринев утверждает, что знает нравы и обычаи Марьи Ивановны. Швабрин и Гринев вступают в конфликт. Гринев чувствует нежность и умиление к Марье Ивановне. Бесстыдство Швабрина вызывает раздражение. Возникает угроза дуэли. Конфликт завершается, но Гринев получает ранение. Марья Ивановна реагирует на события. Гринев отказывается целоваться под венцом. Швабрин подкрадывается к окну Гринева. Гринев получает ранение в сражении.
4. В чем причина поединка и кто его инициатор?
Поединок произошел из-за оскорбительных высказываний Швабрина о Маше Мироновой. Гринев, влюбленный в девушку и желающий защитить ее честь, решил выйти на поединок, чтобы вернуть уважение к Маше и показать Швабрину, что он не может безнаказанно оскорблять ее честь. Именно Гринев стал инициатором поединка, выходя на него с чувством защиты и негодования перед тем, как Швабрин оскорбил девушку, которую он любил.
5. Какие человеческие качества Швабрина раскрываются в этой главе?
В этой главе проявляются непорядочность, лживость и бесчестие Швабрина.
К главе V
1. Определите значение слова «цирюльник».
Слово "цирюльник" исторически означает парикмахера и банщика, часто обладающего навыками примитивной хирургии. В армии Петра I цирюльники занимали низший медицинский чин и выполняли функции не только парикмахера, но и некоторые медицинские процедуры. Это ремесло было частью цеховой системы, где квалификация цирюльника присваивалась после нескольких лет ученичества и сдачи экзаменов. В средневековой Европе цирюльники часто работали в парикмахерских, а в России, кроме прочего, участвовали в баневом деле, так как баня была неотъемлемой частью их функций.
2. Назовите эпитеты, характеризующие чувства Маши Мироновой и Петра Гринева. Какие еще средства выразительности применяет Пушкин, рассказывая о любви героев?
В романе "Капитанская дочка" А.С. Пушкин описывает чувства Маши Мироновой и Петра Гринева с помощью таких эпитетов, как "искреннее", "светлое" и "бескорыстное". Искренняя любовь героев проявляется в их отношениях, несмотря на социальные различия и препятствия. Светлая любовь отражает доброту и чистоту чувств героев. Бескорыстная любовь Маши к Петру подчеркивает ее готовность отдать сердце без ожидания возврата. Эти эпитеты усиливают выразительность повествования и помогают читателю понять глубину чувств героев.
3. Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли?
Тайное письмо, уведомлявшее родителей Гринева о дуэли, было послано Швабрином. Его побуждения к этому были связаны с желанием мести и вызвать негодование отца Гринева. Швабрин стремился разрушить отношения между Петром и Машей, рассчитывая, что скандал после дуэли приведет к негодованию родителей. В результате отец Гринева действительно разгневался, не одобрив сыновнюю дуэль и запретив брак с Машей.
4. Как вы думаете, почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
Родители Петра Андреевича отказали ему в родительском благословении, вероятно, из-за нескольких обстоятельств. Во-первых, отец явно выразил свои ожидания от сына, когда тот уходил на службу, и это включало в себя бережное отношение к чести и обязанностям офицера. Он хотел, чтобы Петр стал ответственным и умным человеком. Во-вторых, конфликт с Швабриным и дуэль с ранением сына могли вызвать беспокойство и недовольство родителей. И, наконец, предложение Петра выйти замуж за девушку, о которой они только что узнали и которая связана с инцидентом, также могло вызвать их сомнения относительно зрелости и размышлений сына. Все эти обстоятельства, вероятно, сыграли роль в их решении отказать ему в благословении.
5. Как характеризует Машу ее реакция на письмо родителей Петра Гринева?
Маша, реагируя на письмо отца Петра Гринева, проявила себя как добрая, ласковая, благочестивая и благородная девушка. Её решение не выходить замуж без благословения отца свидетельствует о мудрости и уважении к семейным ценностям. Она желает Петру счастья и настоящей любви, несмотря на сложившуюся ситуацию, и просит его забыть о ней. Ответ Маши отражает её высокие моральные принципы и готовность поступить в соответствии с ними. Петр Гринев, в свою очередь, не согласен с этим решением и не готов отказаться от своих чувств.
6. Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?
Савельич проявил важные качества характера, такие как преданность, беспокойство за благополучие Гринева, вступление в его защиту даже без просьбы, заботу о его добре и нежелание позволить незнакомцу забрать его тулуп. Савельич был отчаянно преданным другом и слугой, который всегда старался защищать и заботиться о Гриневе, несмотря на его наивность и хорошее отношение к другим.
К главе VI
1. Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы VI — «Пугачевщина»?
В названии 6-й главы "Капитанской дочки" заключен основной смысл того времени, который описывает: "Пугачевщина" означает не только мятеж народа, но и эпоху временной власти Пугачева. Это слово обозначает разгул мятежа, его бессмысленность и беспощадность. Одновременно оно намекает на степные окраинные земли, где проживали вольные кочевые народы, не признававшие подчинения властям и постоянно поднимавшие волнения. Таким образом, название главы точно отражает характер времени и событий, которые разворачиваются в романе.
2. Насколько точна характеристика Пугачева, данная в секретном предписании начальства?
3. Охарактеризуйте реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей, находящихся в Белогорcкой крепости. Составьте тезисный план ответа.
В начале событий обитатели крепости проявляли безразличие к надвигающемуся нападению, выраженное автором в шутливой форме, например, фразой "Пороху довольно, пушка вычищена. Вось и отобьемся". Однако, узнав о падении соседей, их настроение изменилось, и началась подготовка к защите. В этот момент обитатели осознали всю серьезность угрозы, представленной Пугачевым.
4. Какой эпизод главы произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?
Сцена, где Маша и Василиса решают остаться с капитаном, произвела на меня наибольшее впечатление. Этот момент подчеркивает семейные узы и верность, что вызывает восхищение и понимание силы их отношений.
К главе VII
1. Составьте сложный план главы «Приступ».
Глава VII Приступ
2. Как ведут себя капитан Гринев, Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрин накануне решающего события и в момент штурма крепости?
Ночь перед штурмом выдвигает на передний план скрытые черты характеров героев. Миронов, опытный воин, принимает события спокойно, с даже некоторым восторгом, прощаясь с дочерью. Гринев, полный тревоги за Машу, погружен в размышления о ее будущем. Василиса Егоровна, осуждая Пугачева, проявляет силу духа и прошение прощения перед мужем. Маша, чувствительная душа, испытывает страх остаться одной, иногда падая в обмороки. Отец Герасим обращается к молитве за благословением на исход событий. Швабрин, бесстрашный и решительный, объективно оценивает врага и готовится к бою.
3. Подберите эпитеты, характеризующие поведение защитников крепости и пугачевцев после взятия крепости.
Защитники Белогорской крепости проявили мужество, силу духа, отвагу и верность присяге. Их действия можно охарактеризовать как героические, они были непокорными и стойкими.
Пугачевцы после взятия крепости проявили жестокость, мстительность, грубость и дерзость. Их действия были озлобленными и агрессивными.
4*. На первый взгляд Пушкин никак не комментирует переход Швабрина на сторону Пугачева. Как вы думаете, в какой части романа заключена позиция писателя, какими словами она выражена? Размышляя по этому поводу, задумайтесь над ролью эпиграфа к роману.
5. Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация, развязка. Чем является глава «Приступ»? Обоснуйте свой ответ.
Глава "Приступ" в романе "Капитанская дочка" Александра Пушкина является кульминацией сюжета. В этой главе происходит взятие крепости Пугачевым, что представляет собой высшую точку напряжения и драматизма в романе. Глава олицетворяет развитие главных событий и конфликтов, которые накапливались в предыдущих частях произведения. В этой главе герои сталкиваются с решающими моментами и принимают важные решения, которые влияют на ход сюжета. Таким образом, глава "Приступ" играет ключевую роль в развитии фабулы и подводит читателя к развязке романа.
К главе VIII
1. Прочитайте фрагмент: «Оставшись один, я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах… Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. Хотя я и предвидел скорую и несомненную перемену в обстоятельствах, но все же не мог не трепетать, воображая опасность ее положения».
Как вы оцениваете решение героя и его анализ ситуации?
Оставив крепость и шайку Пугачева, Гринев правильно выбирает: долг дворянина — нечто постоянное, что с ним с рождения и до смерти. Внутренний конфликт между долгом и любовью четко представлен в его размышлениях. Хотя чувства к Марье Ивановне могли бы его удержать, он осознает, что в настоящих затруднительных обстоятельствах его служба должна быть полезной отечеству. Решение Гринева покидать крепость под влиянием долга является разумным и мужественным шагом в условиях политического и военного кризиса.
2. Каково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости?
Мое отношение к поведению Гринева после захвата крепости положительное. Он проявил выдающееся мужество и готовность пожертвовать собой ради других. Его первой заботой было состояние Маши, что подчеркивает его глубокие чувства к ней. Этот эпизод подчеркивает его благородство и готовность действовать в сложных ситуациях.
3. Подробно перескажите эпизод «Гринев у Пугачева и пугачевцев». Что произвело наиболее сильное впечатление на Гринева?
К главе IХ
1. Чем могло грозить Гриневу поручение Пугачева?
2. Почему Гринева испугало решение сделать Швабрина комендантом крепости?
Решение назначить Швабрина комендантом крепости вызвало у Гринева беспокойство, так как он опасался за судьбу Маши. В случае, если Швабрин стал бы комендантом, он мог бы воздействовать на Машу и принудить ее к чему-либо против ее воли. Это вызвало у Гринева страх за ее благополучие и независимость.
3. Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите ключевые слова для ответа на вопрос.
В эпизоде "Прошение Савельича" вызывает глубокие чувства уважения и восхищения. Поступок Савельича, бросившегося в ноги к Пугачеву, чтобы спасти Гринева, выделяет его преданность и любовь к подопечному. Несмотря на свое прошлое как крепостной, он демонстрирует высокие моральные ценности, включая ответственность перед господами. Этот эпизод раскрывает благородство, смелость и самоотверженность Савельича. Вмешательство старого дядьки в судьбу Гринева вызывает эмоции уважения к его преданности и доброте. Савельич становится символом верности и готовности пойти на жертвы ради защиты друга.
К главе Х
1. Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачева?
Белогорская крепость не была должным образом подготовлена к встрече с силами Пугачева. Иван Кузьмич и его жена жили без излишней бдительности, не предвидя опасности. Пушка в крепости была в плохом состоянии, и комендант приказал ее тщательно подготовить к обороне. Пугачев, считая себя царем Петром III, всегда действовал по своему усмотрению, что делало его действия непредсказуемыми.
2. Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников?
3. «Все чиновники говорили о ненадежности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия». Эти высказывания предваряются суждением Гринева: «Все мнения оказались противными моему». Каково было мнение Гринева? Почему?
4. На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. В текст своего рассказа вводите слова и обороты, передающие ее чувства.
Из письма Маши Мироновой к Гриневу проглядывает искренняя любовь и глубокая преданность. Слова, пропитанные чувствами, выражают ее уверенность в искренности чувств Петра и ее собственной любви к нему. В письме прослеживается ее полная зависимость от надежды на помощь Гринева; она не просит ничего больше и полагается исключительно на его доброту. Мы видим, что ее чувства несут глубокую заботу о благополучии Петра, и она готова пойти на жертвы, чтобы ему было хорошо.
К главе ХI
1. Как вы оцениваете решение Гринева ехать в крепость ради спасения любимой девушки?
Решение Гринева ехать в крепость ради спасения Маши свидетельствует о его благородстве и героизме. Он не думает только о себе, а берет на себя ответственность за жизнь и безопасность любимой девушки. Гринев влюбляется в Машу и предлагает ей брак, демонстрируя свою готовность заботиться о ней. Его решительность спасать Машу внушает уважение, и это показывает, насколько сильна его любовь. Это решение меняет его, делая более взрослым и сильным духом.
2. Гринев вспоминает: «…общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение». Как вы думаете, почему? Зачитайте фрагменты из главы, в которой даны портреты сподвижников Пугачева.
3. Как характеризует Пугачева его отношение к известию о поступке Швабрина?
Пугачев - загадочная личность в "Капитанской дочке". Его отношение к известию о поступке Швабрина выделяет его в глазах читателя. Вопреки ожиданиям, Пугачев, будучи бунтовщиком и строгим лидером, осуждает нечестивые поступки своих сторонников. Это свидетельствует о том, что у Пугачева есть свои нравственные принципы, и он требует соблюдения чести даже в условиях восстания. Его реакция касательно поступка Швабрина раскрывает его сложный характер, где присутствует и суровость вождя, и стремление к справедливости.
4. Перечитайте диалог Пугачева и Гринева, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачева?
В разговоре между Пугачевым и Гриневым на дороге в Белогорскую крепость выявляются ключевые детали, которые помогают понять характер и поступки Пугачева. Пугачев начинает разговор, что подчеркивает его инициативу и авторитет в ситуации. Он интересуется мыслями Гринева, что свидетельствует о его психологической хитрости и способности узнать своих собеседников. Гринев отвечает честно и открыто, указывая на свою смену позиции и надежду на помощь Пугачева. Его совет о сдаче и надежда на помилование демонстрируют его стремление к мирному урегулированию конфликта. Однако Пугачев проявляет свою независимость и решимость, отказываясь от помилования и подчеркивая свою решимость продолжать борьбу. Его спокойствие и надменное поведение подчеркивают его лидерские качества и уверенность в собственных действиях.
5. В чем смысл калмыцкой сказки? Какова ее роль в романе?
Калмыцская сказка о орле и вороне в романе "Капитанская дочка" имеет символическое значение. В сказке выражена идея о выборе между короткой, но яркой жизнью и долгой, но скучной. Пугачев, рассказывая эту сказку, идентифицирует себя с орлом, который предпочел короткую и насыщенную жизнь, полетев в небеса, а не долгую, но унылую жизнь в неволе. Для Гринева эта сказка олицетворяет бессмысленность и жестокость войны и насилия, где нет разницы между орлом и вороном, так как оба питаются мертвечиной. Роль этой сказки в романе заключается в том, чтобы подчеркнуть различное восприятие жизни и смерти со стороны Пугачева и Гринева, а также выразить основные идеи произведения, связанные с моральными дилеммами и выбором пути в жизни.
К главе ХII
1. Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачева, Швабрина и Гринева в начале главы.
В главе XII повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" происходят ключевые для сюжета события. Уже в самом начале ее писатель четко обозначает состояние героев, которым обусловлены их дальнейшие поступки. Гринев встревожен, его переполняют эмоции, но он ни на минуту не утрачивает присутствия духа, в отличие от Швабрина, явно заискивающего перед самозванцем. Пугачев ведет себя как хозяин положения, в чьей власти казнить или миловать. Решается судьба Маши Мироновой, которую Швабрин пытается выдать за свою жену. Но, хоть тот и принял присягу самопровозглашенному императору, симпатии Пугачева на стороне Гринева, остающегося верным чести даже перед угрозой смерти.
2. Какие качества личности Пугачева проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гриневу?
3*. Желая спасти Машу, Гринев обратился за помощью к своему начальнику по службе, но получил отказ. В роли спасителя Маши (как и Гринева) выступает «мужицкий царь» Пугачев. Как вы думаете, почему так происходит и что этим хотел сказать Пушкин?
Пушкин, представив Пугачева как "мужицкого царя", вероятно, хотел показать неожиданный контраст в его характере. Возможно, он хотел подчеркнуть, что даже в грубом повстанческом лидере есть проявления человечности и сострадания. Отказ начальника по службе усиливает этот контраст, подчеркивая, что помощь приходит от неожиданного источника. Возможно, Пушкин хотел донести идею, что справедливость иногда проявляется в неожиданных формах, и доброта может возникнуть там, где ее меньше всего ждешь.
К главе ХIII
1. Можно ли считать решение Гринева отправить в деревню Машу в сопровождении Савельича единственно верным? Обоснуйте свое мнение.
2. Отношение к событиям передано Пушкиным через восприятие Савельича. Почему это особенно важно для данной ситуации?
Пушкин через восприятие Савельича передает отношение к событиям, чтобы выразить трагичность положения русского крестьянина в эпоху крепостного права. Савельич становится символом лучших черт русского народа, отражая верность долгу, прямоту и способность к самопожертвованию. Образ Савельича формирует характер Гринева, воспитанного этим простым, но благородным человеком. Глубокая привязанность Савельича к Гриневу выражает человеческую привязанность, преодолевающую социальные различия. Грубое письмо от старика Гринева вызывает горечь и боль в Савельиче, подчеркивая неравенство и несправедливость крепостного уклада. В ответном письме Пушкин акцентирует не только покорность, но и пробуждение сознания у крепостного, подчеркивая его человеческое достоинство. Образ Савельича становится протестом против крепостного права и выражением противоречий того времени.
3. С каким чувством думает Гринев о Пугачеве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста главы.
После поражения Пугачева, Гринев переживает противоречивые чувства. С одной стороны, как верный своему долгу гражданин, он радуется пленению Пугачева, рассматривая его как победу законного порядка. С другой стороны, он испытывает жалость к Пугачеву, так как тот несколько раз спас его от смерти и даже помог спасти Машу Миронову. Гринев видел ужасы мятежа, включая казни и страдания невинных людей. Несмотря на все это, он считает Пугачева благодетелем, так как благодаря ему он смог обрести счастье в любви с Марией Мироновой. Гринев сожалеет о судьбе Пугачева и желает ему честной смерти, освобождая его от мучений, демонстрируя сложную и многогранную натуру своих чувств.
4. Закономерен ли арест Гринева? Вы ожидали такого развития сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события.
К главе ХIV
1. Гринев «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным». Как вы относитесь к его решению?
2. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану.
В сцене суда по заранее намеченному плану, Гринев и Савельич попадают в ловушку мятежников на пути в Белогорскую крепость. Пугачев, который ранее спас Гринева, узнав о сущности его дела, решает освободить сироту и наказать тех, кто обидел ее. По дороге в крепость между Пугачевым и Гриневым происходит разговор, в ходе которого Пугачев осознает свою обреченность и ждет предательства со стороны своих товарищей. Гринев рассказывает Пугачеву калмыцкую сказку о выборе между падалью и живой кровью, делая нравственный вывод в пользу жизни и милосердия. В Белогорской крепости Гринев с помощью Пугачева освобождает Машу, несмотря на разоблачение Швабрина. Пугачев проявляет великодушие и позволяет им расстаться "дружески". Гринев отправляет Машу к своим родителям в качестве невесты и остается в армии по долгу чести.
3. Кто явился причиной новой неприятности Гринева? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным?
Новую неприятность Гринева вызвал Швабрин, который дал лживые показания о сотрудничестве Гринева с бунтовщиками. Этот поворот событий можно назвать неожиданным, так как Гринев не ожидал, что его бывший друг предстанет перед судом и обвинит его. Швабрин, по всей видимости, действовал из мести, и его действия были неожиданными для Гринева. Несмотря на это, история имела счастливый исход, благодаря вмешательству императрицы, и Гринев с Марьей Ивановной смогли начать новую счастливую жизнь.
4. Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чем вы видите причину такого его поведения?
Показания Швабрина на суде можно оценить как лживые и коварные. Он обвиняет Гринева в сотрудничестве с Пугачевым, искажая факты и утверждая, что Гринев занимался шпионажем в пользу бунтовщиков. Эти ложные показания серьезно ухудшают положение Гринева перед судом, который уже склонялся к вердикту о его невиновности. Швабрин явно действует из мести по отношению к Гриневу, которого он ненавидит за то, что Маша Миронова выбрала Гринева, а не его. Такое поведение Швабрина свидетельствует о его злобе и желании навредить бывшему другу любой ценой.
5. Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого — это жест отчаяния, последняя надежда или что-то еще? Дайте развернутый ответ.
Решение Маши Мироновой ехать в Петербург, чтобы спасти своего любимого, можно охарактеризовать как жест отчаяния, но также как проявление безграничной преданности и решимости. Мария с самого начала была влюблена в Гринева и чувствовала к нему глубокую привязанность. Когда он оказался в тюрьме и ему грозила смертная казнь, Маша решает сделать все, чтобы спасти его, даже если это означает отправиться в далекий Петербург и обратиться к самой императрице. Ее решение можно рассматривать как последнюю надежду на спасение Гринева, но также как проявление ее безграничной любви и решимости пойти на жертвы ради его спасения. Этот поступок Маши подчеркивает силу ее чувств и готовность идти до конца, чтобы сохранить свою любовь.
6. Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Как вы думаете, почему она так формулирует свою цель?
Маша Миронова формулирует свою цель как "просить милости, а не правосудия", потому что она осознает, что Гринев действительно совершил преступление, дезертировав из армии в разгар боевых действий. Она понимает, что с точки зрения закона он считается преступником. Однако, в данном контексте, это "преступление" было совершено с благими намерениями, чтобы спасти ее. Маша прекрасно понимает, что Гринев не является обычным преступником, и его поступок был вызван исключительными обстоятельствами. Она просит милости, потому что ей важно, чтобы Гринев был помилован и остался живым, даже если это означает отстранение от официального правосудия. Это ее способ защитить того, кто рисковал всем ради ее спасения.
7. Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринева?
Дама, оказавшаяся Императрицей Екатериной, реагирует резко на упоминание имени Гринева из-за его предательства. Гринева обвиняют в том, что он был в сговоре с самозванцем Пугачевым и поддерживал его деятельность. Императрица прекрасно понимает, что Гринев не присоединился к Пугачеву по наивности или легковерию, а действовал сознательно и целенаправленно. Его поступок рассматривается как безнравственный и вредный, и он воспринимается как предатель империи и ее власти. Поэтому реакция Императрицы на упоминание имени Гринева является крайне отрицательной, и она отвергает возможность его прощения.
8. Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринева?
Императрица помиловала Гринева по нескольким причинам. Во-первых, Пушкин хотел показать, что человечность и сострадание могут преодолеть формальную законность и справедливость, особенно в случае, когда преступник действовал из благих побуждений. Гринев спас Машу Миронову, что можно рассматривать как проявление его человечности. Во-вторых, обаяние, искренность и беззащитность Маши Мироновой, а также её искренняя просьба о помиловании Гринева, могли тронуть императрицу и вызвать у неё сострадание. Таким образом, императрица решила помиловать Гринева, исходя из гуманитарных и эмоциональных соображений, вопреки формальным законам и политическим интересам.
9. Описывая облик Екатерины II, Пушкин воспользовался портретом императрицы, выполненным В.Л. Боровиковским. Эта картина была широко известна. В 1827 году Н.И. Уткин сделал с нее гравюру. Пушкину было важно создать узнаваемый образ, поэтому он почти ничего не изменил в портрете Екатерины. И все же незначительные изменения в ее облик он внес. Какие?