Вопросы и задания К главе I 1. Подберите необходимые ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева, Авдотьи 2. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в I главе романа? Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринева и Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 3. Каков, по вашему мнению, центральный эпизод I главы? В чем его основной смысл? К главе II 1*. Гринев мог встретиться с Пугачевым при различных обстоятельствах. На страницах романа встреча происходит во время разразившегося бурана. В чем его символический смысл? 2. Раскройте символический смысл сна Петра Гринева. Какова роль этого эпизода в общей композиции романа? 3. Зачитайте строчки, в которых дается портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно. 4. Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Почему Гринев не послушал Савельича и настоял на своем решении? 5. Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передает его отношение к происходящему? 6. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринева «держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения? К главе III 1. Каково первое впечатление Гринева от Белогорской крепости? Что удивило и поразило юношу? 2. Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером? 3. Назовите художественные средства, с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены. 4. Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи капитана Миронова. 5. Каковы обычаи в доме Мироновых? Справедлива ли их характеристика, данная Швабриным? К главе IV 1. «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя? 2. Расскажите о занятиях Гринева в крепости. 3. Каков кульминационный эпизод главы? Составьте цитатный план для ответа на вопрос. 4. В чем причина поединка и кто его инициатор? 5. Какие человеческие качества Швабрина раскрываются в этой главе? К главе V 1. Определите значение слова «цирюльник». 2. Назовите эпитеты, характеризующие чувства Маши Мироновой и Петра Гринева. Какие еще средства выразительности применяет Пушкин, рассказывая о любви героев? 3. Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли? 4. Как вы думаете, почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении? 5. Как характеризует Машу ее реакция на письмо родителей Петра Гринева? 6. Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям? К главе VI 1. Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы VI — «Пугачевщина»? 2. Насколько точна характеристика Пугачева, данная в секретном предписании начальства? 3. Охарактеризуйте реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей, находящихся в Белогорcкой крепости. Составьте тезисный план ответа. 4. Какой эпизод главы произвел на вас наибольшее впечатление? Почему? К главе VII 1. Составьте сложный план главы «Приступ». Глава VII Приступ 2. Как ведут себя капитан Гринев, Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрин накануне решающего события и в момент штурма крепости? 3. Подберите эпитеты, характеризующие поведение защитников крепости и пугачевцев после взятия крепости. 4*. На первый взгляд Пушкин никак не комментирует переход Швабрина на сторону Пугачева. Как вы думаете, в какой части романа заключена позиция писателя, какими словами она выражена? Размышляя по этому поводу, задумайтесь над ролью эпиграфа к роману. 5. Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация, развязка. Чем является глава «Приступ»? Обоснуйте свой ответ. К главе VIII 1. Прочитайте фрагмент: «Оставшись один, я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах… Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. Хотя я и предвидел скорую и несомненную перемену в обстоятельствах, но все же не мог не трепетать, воображая опасность ее положения». Как вы оцениваете решение героя и его анализ ситуации? 2. Каково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости? 3. Подробно перескажите эпизод «Гринев у Пугачева и пугачевцев». Что произвело наиболее сильное впечатление на Гринева? К главе IХ 1. Чем могло грозить Гриневу поручение Пугачева? 2. Почему Гринева испугало решение сделать Швабрина комендантом крепости? 3. Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите ключевые слова для ответа на вопрос. К главе Х 1. Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачева? 2. Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников? 3. «Все чиновники говорили о ненадежности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия». Эти высказывания предваряются суждением Гринева: «Все мнения оказались противными моему». Каково было мнение Гринева? Почему? 4. На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. В текст своего рассказа вводите слова и обороты, передающие ее чувства. К главе ХI 1. Как вы оцениваете решение Гринева ехать в крепость ради спасения любимой девушки? 2. Гринев вспоминает: «…общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение». Как вы думаете, почему? Зачитайте фрагменты из главы, в которой даны портреты сподвижников Пугачева. 3. Как характеризует Пугачева его отношение к известию о поступке Швабрина? 4. Перечитайте диалог Пугачева и Гринева, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачева? 5. В чем смысл калмыцкой сказки? Какова ее роль в романе? К главе ХII 1. Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачева, Швабрина и Гринева в начале главы. 2. Какие качества личности Пугачева проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гриневу? 3*. Желая спасти Машу, Гринев обратился за помощью к своему начальнику по службе, но получил отказ. В роли спасителя Маши (как и Гринева) выступает «мужицкий царь» Пугачев. Как вы думаете, почему так происходит и что этим хотел сказать Пушкин? К главе ХIII 1. Можно ли считать решение Гринева отправить в деревню Машу в сопровождении Савельича единственно верным? Обоснуйте свое мнение. 2. Отношение к событиям передано Пушкиным через восприятие Савельича. Почему это особенно важно для данной ситуации? 3. С каким чувством думает Гринев о Пугачеве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста главы. 4. Закономерен ли арест Гринева? Вы ожидали такого развития сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события. К главе ХIV 1. Гринев «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным». Как вы относитесь к его решению? 2. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану. 3. Кто явился причиной новой неприятности Гринева? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным? 4. Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чем вы видите причину такого его поведения? 5. Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого — это жест отчаяния, последняя надежда или что-то еще? Дайте развернутый ответ. 6. Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Как вы думаете, почему она так формулирует свою цель? 7. Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринева? 8. Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринева? 9. Описывая облик Екатерины II, Пушкин воспользовался портретом императрицы, выполненным В.Л. Боровиковским. Эта картина была широко известна. В 1827 году Н.И. Уткин сделал с нее гравюру. Пушкину было важно создать узнаваемый образ, поэтому он почти ничего не изменил в портрете Екатерины. И все же незначительные изменения в ее облик он внес. Какие?