menu
person


ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 24-26


Лесков

Страница 24-25

1. В чём смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

Эпиграф к рассказу подчеркивает идею того, что возраст не имеет значения для развития ума и таланта. Он акцентирует внимание на том, что даже в старости человек может проявить необыкновенные способности и справиться с трудностями. Чувства, вызванные прочитанным произведением, включают гордость за героя-гения, сожаление и сочувствие к ним, а также некоторую ностальгию за утраченными возможностями.

2. Почему рассказ назван «Старый гений»?

Рассказ "Старый гений" назван так потому, что его главный герой, Иван Иванович, обладает необыкновенным умом и способностью находить выход из сложных ситуаций. Он доказывает свою гениальность именно в зрелом возрасте, что подчеркивает "старость" его таланта. Этот рассказ показывает, что гениальность не зависит от возраста, и она может проявиться в любой жизненной ситуации.

3. В каких произведениях Лескова проявляется историзм писателя? Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе «Старый гений»?

В творчестве Лескова историзм проявляется во многих произведениях, таких как "Левша", "Очарованный странник" и "Старый гений". В рассказе "Старый гений" обсуждаются общественные проблемы, связанные с бюрократизмом, взяточничеством и безнаказанностью власть имущих. Это произведение выявляет равнодушие общества к проблемам "маленького" человека и подчеркивает актуальность этих проблем в девятнадцатом веке.

1. Подготовьте рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?».

В страданиях героини рассказа "Старый гений" можно выделить несколько факторов, приведших к её бедственному положению. В первую очередь, конечно, сама героиня, которая проявила финансовую наивность и доверие к человеку, не имеющему честных намерений. Её добросердечность и вера в человеческую доброту стали слабым местом, позволившим франту обмануть её.

Также страдания героини связаны с недостатком правовой защиты и несовершенством законов. Даже имея постановление о взыскании долга, она столкнулась с тем, что никто не взялся искать должника, и это оставило её в беспомощном положении. Слабое исполнение законов и неразбериха в правоприменительной системе сыграли свою роль.

Кроме того, в ситуации героини можно увидеть и общественное равнодушие. Её проблемы были малозаметны для окружающих, и многие не желали помочь или даже просто выразить сочувствие.

Однако главная вина всё же лежит на обманщике, который воспользовался доверием старушки, подставив её и причинив ей страдания. Его хитрость и желание извлечь выгоду заставили героиню попасть в бедственное положение.

2. Подготовьте пересказ всего текста рассказа «Старый гений», постарайтесь сохранить особенности языка автора.

3. Постарайтесь проследить, какие инстанции пришлось посетить старушке-помещице, чтобы добиться справедливости? Почему? Какие советы ей давали? Подготовьте рассуждения на эту тему.

Для старушки-помещицы пришлось пройти через несколько инстанций, чтобы добиться справедливости:

Адвокат: Сначала она обратилась к адвокату, который помог ей провести дело в суде и выиграть его. Адвокат был первой инстанцией, где она нашла поддержку.

Полиция и приставы: Второй инстанцией, к которой обратилась старушка, были полиция и приставы. Они должны были вручить судебное извещение должнику, но вместо этого посоветовали ей не влазить в это дело из-за связей должника. Они не смогли помочь, и это стало преградой на пути к справедливости.

Высшее начальство: Третьей инстанцией было высшее начальство, но и они не смогли помочь, а скорее даже отнеслись с насмешкой и негодованием к старушке, накричав на нее и посоветовав самой ловить франта.

Приставы: Старушка обратилась к приставам и даже сулила денежное вознаграждение, но и это не помогло, так как они не смогли вынудить должника выплатить долг.

Иван Иванович (старый гений): Наконец, старушка нашла выход, когда обратилась к Ивану Ивановичу, который разработал гениальную схему, чтобы заманить должника в ловушку. Благодаря ему старушке удалось вернуть свои деньги.

4. Как вы понимаете слово «штукарство»? Каким синонимом можно его заменить?

Слово "штукарство" в данном контексте означает изощренные, хитрые действия или уловки, направленные на достижение какой-то цели, часто с использованием обмана или хитрости. Синонимом для "штукарства" может быть слово "фокус" или "трюк", так как они также подразумевают нечто необычное, обманные действия или уловки.

5. Объясните слова и словосочетания, подумайте, какие из них можно ввести в собственную речь: скорбит, сопряжён, искажаются, неодолимые затрудненья, сполна, гений, не в претензии, воитель, хлопоты, могущественное родство, талант, волнение, образованность, франт.

Слово "скорбит" означает ощущение глубокой грусти или печали. Пример в собственной речи: "Она скорбит о потере близкого друга."

"Сопряжён" означает связанный, соединенный, в паре с чем-либо. Пример: "Эти два явления сопряжены друг с другом."

"Искажаются" указывает на изменение формы, облика или смысла чего-либо. Пример: "Из-за деформации искажаются изображения."

"Неодолимые затрудненья" означают серьезные и неуклонные трудности, которые трудно или невозможно преодолеть. Пример: "Перед нами стояли неодолимые затруднения в выполнении этой задачи."

"Сполна" означает полностью или в достаточной мере. Пример: "Он был сполна удовлетворен результатами своей работы."

"Гений" указывает на выдающиеся способности или талант в какой-либо области. Пример: "Пикассо был гением живописи."

"Не в претензии" означает, что кто-то не претендует на что-либо, не имеет притязаний. Пример: "Он не в претензии к должности начальника."

"Воитель" означает борца или воина. Пример: "Старший воитель предвожал своих соратников на поле боя."

"Хлопоты" указывают на заботы, занятости или усилия, направленные на решение каких-либо задач. Пример: "У нее было много хлопот с организацией мероприятия."

"Могущественное родство" означает близкие и влиятельные родственные связи или отношения. Пример: "Он вступил в могущественное родство после свадьбы с дочерью сенатора."

"Талант" указывает на естественные способности или уникальные навыки в какой-либо области. Пример: "Её музыкальный талант был очевиден с самого детства."

"Волнение" означает сильные эмоции, вызванные чем-либо, как правило, беспокойство или внутренний трепет. Пример: "Перед выступлением она чувствовала волнение."

"Образованность" указывает на наличие образования и знаний. Пример: "Её образованность проявилась в обширных знаниях по истории и искусству."

"Франт" означает эксцентричного или модного молодого человека, склонного к показу и вычурности во внешнем виде и поведении. Пример: "Тот франт всегда появляется на вечеринках в самых последних модных нарядах."

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«Старый гений»

1. Можно ли сказать, что рассказ «Старый гений» Н. С. Лескова всегда современен? И если да, то почему? Как объяснить название рассказа? Какие проблемы затрагиваются в произведении?

Рассказ "Старый гений" Лескова всегда актуален, потому что в нем затрагиваются вечные проблемы человечества, такие как бюрократия, несправедливость, борьба за справедливость и честность в обществе. Название рассказа объясняется прозвищем старого гения, который сумел найти нестандартное решение проблемы помещицы. В рассказе затрагиваются проблемы бюрократической системы, беспомощности граждан перед ней, несправедливости и бездействия чиновников.

2. Какие интонации преобладают в рассказе — иронические, юмористические, горестные? Как помогает ответить на эти вопросы чтение актёра Алексея Колгана?

Преобладают горестные интонации, так как рассказ описывает несправедливость и страдания героини. Юмористические элементы встречаются, но они служат скорее для иронического подчеркивания абсурдности ситуации.

3. Что отвечают просительнице в канцеляриях и соглашается ли она с чиновниками?

В канцеляриях просительнице сначала говорят утешиться, потом предлагают искать франта самой и ловить его. Согласие с чиновниками никакой пользы не приносит, и героиня не соглашается с их советами.

4. Что придумал «старый гений» и почему его так называет автор?

Старый гений придумал использовать франта как приманку для полиции. Он арендовал человека, который подрался с франтом, и франта арестовали. Это решение старого гения считается гениальным, потому что оно необычно и эффективно. Его называют старым гением, потому что он решает проблему, которую никто другой не мог решить.

5. Как разрешилось «дело» и как рассказчик выражает своё удивление?

Дело разрешилось благодаря умению старого гения подставить франта и заставить его заплатить долг. Рассказчик выражает свое удивление и восхищение перед гениальным решением старого гения, которое позволило вернуть деньги помещице.

6. Подготовьте ответ-рассуждение на вопрос: кто виноват в страданиях героини рассказа?


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 2 Страница 24-26