Лесков Страница 24-25 1. В чём смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение? 2. Почему рассказ назван «Старый гений»? 3. В каких произведениях Лескова проявляется историзм писателя? Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе «Старый гений»? 1. Подготовьте рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?». 2. Подготовьте пересказ всего текста рассказа «Старый гений», постарайтесь сохранить особенности языка автора. 3. Постарайтесь проследить, какие инстанции пришлось посетить старушке-помещице, чтобы добиться справедливости? Почему? Какие советы ей давали? Подготовьте рассуждения на эту тему. 4. Как вы понимаете слово «штукарство»? Каким синонимом можно его заменить? 5. Объясните слова и словосочетания, подумайте, какие из них можно ввести в собственную речь: скорбит, сопряжён, искажаются, неодолимые затрудненья, сполна, гений, не в претензии, воитель, хлопоты, могущественное родство, талант, волнение, образованность, франт. СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ «Старый гений» 1. Можно ли сказать, что рассказ «Старый гений» Н. С. Лескова всегда современен? И если да, то почему? Как объяснить название рассказа? Какие проблемы затрагиваются в произведении? 2. Какие интонации преобладают в рассказе — иронические, юмористические, горестные? Как помогает ответить на эти вопросы чтение актёра Алексея Колгана? 3. Что отвечают просительнице в канцеляриях и соглашается ли она с чиновниками? 4. Что придумал «старый гений» и почему его так называет автор? 5. Как разрешилось «дело» и как рассказчик выражает своё удивление? 6. Подготовьте ответ-рассуждение на вопрос: кто виноват в страданиях героини рассказа?