Салтыков-Щедрин
Страница 5
1. Что вам известно о детстве Щедрина? Какие новые сведения о писателе вы почерпнули из статьи?
Детство Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина было проведено в помещичьей усадьбе, где он столкнулся с жестокостью крепостной системы. Эти впечатления и опыт из детства оставили глубокий след в его писательской деятельности. Из статьи можно узнать, что он получил начальное образование в домашних условиях, а затем продолжил обучение в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее. Это позволяет понять, что он имел хорошее образование и глубокие знания, которые он использовал в своих произведениях.
Важной частью биографии Салтыкова-Щедрина является его служба в государственных учреждениях, что позволило ему ближе познакомиться с внутренними механизмами российской власти. Этот опыт также сильно повлиял на его литературное творчество.
Из статьи можно сделать вывод, что главной темой его произведений стало крепостное право и социальная несправедливость. В своих работах он выразил мысль о том, что существующая система взаимодействия государства и подданных больше не может продолжаться, и либо Россия должна измениться, либо произойти перелом в государственном строе. Эти идеи были выражены в его произведении "История одного города".
2. Какие произведения Щедрина вы читали?
"Господа Головлевы" - это одно из наиболее известных произведений Щедрина, сатирически описывающее жизнь помещиков и крестьян в России 19 века.
"История одного города" - произведение, в котором рассказывается о жизни маленького города и его обитателях
3. Вам предстоит познакомиться с отрывком из сложного произведения «История одного города». И в нём вы найдёте сатиру на существовавшие во времена писателя порядки. При чтении обратите внимание на приёмы сатирического изображения.
4. Используя статью учебника и ресурсы Интернета, подготовьте устное сообщение о писателе.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, известный также под псевдонимом Николай Щедрин, был русским писателем и публицистом XIX века. Он родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской области. Он прошел начальное образование дома, а затем учился в Московском институте для дворянства и Царскосельском лицее. Уже в школьные годы он начал свои литературные эксперименты, публикуя стихотворения.
Салтыков-Щедрин получил первую государственную службу помощником секретаря в военной канцелярии, где начал заниматься литературным творчеством и интересоваться идеями французских социалистов. Его первые произведения были биографическими очерками, а затем он начал писать художественные произведения.
Сальтков-Щедрин считается одним из самых выдающихся сатириков русской литературы. В его произведениях прослеживается критика крепостного права и социальной несправедливости. Он остро осуждал систему и практики, связанные с крепостным угнетением и жестоким обращением с крестьянами.
По возвращении из ссылки, Салтыков-Щедрин начал работать в министерстве внутренних дел и писать губернские очерки, в которых выразил свои социальные и политические взгляды. Он также был вице-губернатором в городах Рязань и Тверь.
Писатель активно сотрудничал с литературными изданиями своего времени, такими как "Современник" и журнал Н. А. Некрасова "Отечественные записки". В своих произведениях он критиковал коррупцию, воровство, и взяточничество чиновников, а также жестокость и беззаконие помещиков.
Сальтков-Щедрин ушел из жизни в мае 1889 года и был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. Его литературное наследие осталось важной частью русской литературы и культуры, и его произведения до сих пор читаются и изучаются.
Страница 12-13
1. Чем дела и поступки героев этого произведения напоминают некоторых персонажей ранее прочитанных вами сказок Салтыкова-Щедрина?
"Господах Головлевых" также присутствуют сатирические образы правителей и чиновников, которые напоминают двух генералов из "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" и глупого помещика Урус-Кучум-Кильдибаева из "Дикого помещика".
Герои Щедрина в "Господах Головлевых" и персонажи из его сказок демонстрируют аналогичные черты: жадность, беспардонность в обогащении за счет простых людей, а также некомпетентность в управлении. Народ, как и в сказках, оказывается обманутым, но продолжает надеяться на лучшее и терпимо относится к действиям своих правителей.
Эти параллели подчеркивают сатирический стиль и критику общественных явлений в произведениях Салтыкова-Щедрина и делают их актуальными и сегодня.
2. Какие сатирические приёмы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?
Ирония и сарказм пронизывают текст, позволяя автору выразить свою критику по отношению к главным персонажам и образам народа. Иронические описания и названия жителей города, такие как "куралесы", "глуповцы", "вор-новотор", создают комический эффект и подчеркивают негативные черты персонажей.
Гротеск, который выделяется через описания событий и поступков народа, придает произведению забавный и абсурдный характер. Например, сцена с утопленным козлом или махание сабелькой князем головотяпов иллюстрируют абсурдность и нелепость ситуаций.
Гипербола, используемая для описания князя головотяпов, усиливает его нелепость и абсурдность, подчеркивая его несостоятельность.
Все эти сатирические приемы помогают автору выразить свою критику и раскрывают реальное лицо героев и общественных явлений, что делает произведение актуальным и значимым для читателей.
3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников. Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?
Город, страдал от беспечности и жадности градоначальников, что приводило к беспорядку и разрушению общественных отношений. Их деятельность приводила к обнищанию народа и усилению социальных неравенств.
Пословицы, которые цитируются в произведении, иллюстрируют глупость и аморальность градоначальников, а также их стремление оправдать свои поступки.
Сбор воедино соседних племен и поиск глупого князя отражают беспорядок и хаос, царившие в обществе. Головотяпы, попытавшись навести порядок, не имели ясного представления о том, как это сделать, что подчеркивает их неграмотность и бессилие.
Слово "Запорю!" стало символом начала "исторических времен", означая приход князя и начало нового порядка.
4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?
Писатель стремился не только высмеять бестолковые порядки и глупость чиновников и градоначальников, но и вызвать у читателей осознание недостатков и аморальности власти, а также бесправия и страданий народа. Через свои произведения он пытался "разбудить" общество, вызвать у него негодование и стремление к переменам, в том числе к установлению более справедливого и ответственного правительства. В этом смысле, его сатира была инструментом общественной критики и призывом к активному участию граждан в общественной жизни.
5. С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?
М. Е. Салтыков-Щедрин использует несколько художественных средств, чтобы показать глуповцев в своем романе:
Ирония: Он мастерски использует иронию, как в названии народа "головотяпы". Этот термин олицетворяет бестолковое и бездумное поведение персонажей.
Гротеск: Автор описывает абсурдные и нелепые события, такие как попытка "толкнуть" Волгу или варка каши в кошеле. Гротеск подчеркивает абсурдность и нелепость действий героев.
Гипербола: Салтыков-Щедрин использовал гиперболу, чтобы усилить ощущение абсурда и чрезмерности в поступках персонажей. Например, описывая, какой князь "насквозь простреливает сердце", он создает комический эффект.
На народ, о котором идет речь в романе, наложено имя "головотяпы" из-за их странной привычки тяпать головами обо всё, что попадается на пути, что символизирует их бессмысленное и бездумное поведение.
Соседние племена получили свои названия из словаря В. И. Даля и имеют "говорящие" названия, которые отражают какие-то особенности или характеристики каждого народа. Эти названия помогают создать комический эффект и подчеркнуть абсурдность поведения персонажей.
6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т. е. тропов 1, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.
Гипербола: Гипербола - это художественный прием, при котором какое-то явление или характеристика усиливаются, преувеличиваются до такой степени, что они становятся необычайно выразительными или вызывают впечатление чрезмерности. Гипербола использует перегибы и преувеличения, чтобы усилить эмоциональное или ироническое воздействие.
Гротеск: Гротеск - это стиль художественного изображения, в котором реальные явления или объекты изображаются с намеренным усилением искажений, деформаций или абсурдных деталей. Гротеск может быть использован для комического или сатирического эффекта, подчеркивая абсурдность или нелепость изображаемого.
Сравнение: Сравнение - это литературный прием, при котором устанавливается сходство между двумя объектами или явлениями с использованием слов "как", "словно", "как будто" и тому подобные. Сравнение помогает сделать описание более наглядным и понятным, а также создать новые ассоциации и образы.
М. Е. Салтыков-Щедрин использует различные художественные средства, включая гиперболу, гротеск и сравнения, для достижения различных целей в своем произведении "История одного города".
Гипербола: Салтыков-Щедрин использует гиперболу для усиления характерных черт головотяпов и других персонажей. Например, он описывает, как головотяпы шли "три года и три дня", что является чрезмерным утрированием времени и подчеркивает их бесполезные усилия.
Гротеск: Автор применяет гротеск для подчеркивания абсурдности и нелепости действий головотяпов. Например, они пытаются "толкнуть" Волгу, что является абсурдной затеей, и это демонстрирует их бесполезные усилия.
Сравнения: Сравнения используются для более точного описания персонажей и передачи их эмоционального состояния. Например, описание того, как князь "усмехнулся, словно солнышко просияло", позволяет читателю лучше представить эмоциональное состояние князя.
Все эти художественные средства помогают автору создать яркие образы героев, подчеркнуть их недостатки и абсурдность, а также передать различные оттенки их характеров.
7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Чем?
История головотяпов из романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" напоминает несколько произведений басен и сказок русской литературы:
Басня "Лягушки, просящие царя" Ивана Крылова: История головотяпов, где народ терпит абсурдные и несправедливые правители, напоминает сюжет этой басни. Лягушки в басне тоже выбирают себе царя, который оказывается бессмысленным и бесполезным. Оба произведения выражают сатирическую критику власти и бестолковых правителей.
"Повесть временных лет": Это древнерусский хронический текст, и, хотя он не является басней или сказкой, его стиль, использование фантастических элементов и язык повествования могут напоминать описания в романе Салтыкова-Щедрина. В обоих произведениях есть элементы мифологии и фольклора, характерные для древней русской литературы.
Страница 14
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«История одного города»
«История одного города» — сатирическое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это сатира на все бывшие, современные и будущие незадачливые государственные устройства.
1. Как звучат в чтении актёра Леонида Кулагина гипербола и гротеск?
2. Как передаются действия и преобразования градоначальников в актёрском чтении?
3. Какие сатирические приёмы автора и актёра делают поступки и деяния героев абсурдными и парадоксальными? Как они передаются в чтении?
4. Почему звучит в сатире народная песня «Не шуми ты, мати зеле на дубровушка»? В чём смысл её использования?
5. Как произносит Леонид Кулагин названия племён, выделяя чтением характеры их взаимоотношений, — спокойно, строго, иронически? Почему?
6. Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина и его актёрское прочтение?
Произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина и его актёрское прочтение вызывают у меня смешанные чувства. С одной стороны, оно вызывает смех и иронию из-за ярко выраженной сатиры и абсурдности событий. С другой стороны, оно также вызывает грусть и разочарование, так как отражает реальные проблемы общества, такие как коррупция, беспомощность народа перед беспределом власти и бессмысленность некоторых правительственных действий.
Это произведение заставляет задуматься о вечных темах человеческой натуры, власти, и бесперспективности определенных событий в истории. Оно также показывает, как литература может быть средством критики и выражения общественных и политических проблем.