Страница 213
Гоголь
1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идёт речь об истории или исторических событиях?
Николай Гоголь проявлял интерес к истории в различных аспектах своей творчества. Он писал о исторических событиях и явлениях, таких как "Тарас Бульба," который описывает казаческие восстания в Украине. Также в его произведениях, таких как "Мертвые души," можно найти отражение социальных и исторических изменений в России. Однако, важно отметить, что Гоголь больше интересовался не столько официальной историей, сколько жизнью обычных людей и их бытом.
2. В чём видел Гоголь опасность для России? Что необходимо сделать, по его мнению, чтобы возвратились её «прежняя мощь и богатырство»?
Гоголь видел опасность для России в потере духовных ценностей и моральных устоев. Он считал, что люди стали более материалистичными и поверхностными, утратив духовную глубину и благородство. Чтобы вернуть "прежнюю мощь и богатырство" России, Гоголь призывал к возвращению к истинным ценностям, развитию духовности и самопознанию.
3. Можно ли считать, что мысль Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня (например, при создании «Диснейленда»)? Какой цели служат эти проекты?
Идея создания улицы, на которой отражалось бы развитие мировой культуры, имеет схожие элементы с проектами, такими как "Диснейленд." Эти проекты стремятся создать атмосферу волшебства и вдохновения, объединяя элементы различных культур и исторических периодов. Они призваны предоставить посетителям возможность переживать моменты волшебства и удивления, вдохновляя их и способствуя познанию искусства и культуры.
Страница 216
1. О каком театре мечтал Гоголь? Когда был поставлен «Ревизор» в театре (в Петербурге, в Москве)? Какова была реакция зрителей и императора? Что изменилось в окончательном варианте 1842 года?
Николай Гоголь мечтал о театре, который бы играл роль воспитателя общества и выявлял пороки и недостатки русской действительности. "Ревизор" был впервые поставлен в Санкт-Петербурге 19 апреля 1836 года и в Москве 11 апреля 1837 года. В Петербурге произошел скандал, и пьеса была запрещена на несколько лет. В Москве реакция была более благосклонной. Император Николай I посмотрел пьесу и, считается, сказал, что "каждому надо смеяться над собой." В окончательном варианте 1842 года Гоголь внёс изменения, чтобы смягчить сатирический характер пьесы и обеспечить её постановку без проблем.
2. Какую оценку пьесе дал В. Г. Белинский? Какую «развязку» впоследствии придумал Н. В. Гоголь к «Ревизору»?
В. Г. Белинский дал высокую оценку пьесе, считая её великим произведением, отметив глубокий художественный смысл и язык Гоголя. Впоследствии, Гоголь добавил "развязку" к "Ревизору", чтобы смягчить критику и предостеречь от неприятных последствий для себя.
3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?
Все сословия в пьесе восстали против вымогательства и коррупции, которые были раскрыты инкогнито главным героем Хлестаковым. Гоголь воспринимал это смешанными чувствами: с одной стороны, он надеялся, что пьеса пробудит совесть и изменит поведение чиновников и дворянства, но с другой стороны, он был разочарован отсутствием реальных изменений в обществе после постановки "Ревизора."
Страница 295-297
Ревизор
1. Какова тема комедии «Ревизор»? Почему Хлестаков «самый трудный образ в пьесе»?
Тема комедии "Ревизор" связана с разоблачением пороков российской бюрократии и показом бездарности чиновников. Хлестаков считается самым трудным образом в пьесе, потому что он не впадает в типичные рамки героя-обманщика. Он не притворяется, а случайно оказывается в этой ситуации. Его глупость и безволие делают его сложным персонажем, который спонтанно разоблачает чиновников, не имея на это настоящих мотивов.
2. В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя…». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.
Образ Хлестакова загадочен, потому что он не является типичным мошенником или обманщиком. Его глупость и случайное попадание в город позволяют ему выявить пороки и коррупцию чиновников без особых усилий. Это действительно первое из художественных открытий Гоголя, так как Хлестаков стоит вне общественных стереотипов и обычных моральных норм.
3. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?
В "Ревизоре" город является символом всего русского общества. Пирамида города строится на основе чиновников, городских помещиков, купцов и горожан, а городничий стоит наверху этой иерархии. Аналогичная пирамида строится среди женских персонажей, где жены чиновников и помещицы также подчиняются городничему. Персонажи этой пирамиды раскрываются через свои реакции на появление ревизора и выявление их пороков.
4. Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как страх влияет на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь замкнул всех единым, общим чувством — страхом?
Страх играет важную роль в системе самодержавно-бюрократического управления, так как он держит чиновников в подчинении и заставляет их действовать в интересах вышестоящих. В пьесе страх влияет на каждого персонажа, заставляя их действовать исключительно ради сохранения своего положения и имущества. Можно сказать, что Гоголь замкнул всех персонажей единым чувством страха, которое доминирует в их жизни.
5. Сравним высказывания литературоведов: Г. Гуковский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут; В. Ермилов — что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему?
Я склоняюсь к мнению В. Ермилова, что страх заставил Хлестакова сыграть роль "ревизора". Хлестаков не осознавал, что его приняли за ревизора, и его страх наказания за свои долги заставил его выдать себя за высокопоставленного чиновника. В этом случае, страх играл решающую роль в его поведении.
6. H. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?
Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля, потому что его цель была не только развлечь, но и заставить зрителей задуматься о пороках и недостатках российского общества. Он стремился привлечь внимание к проблемам коррупции, бездарности чиновников и другим социальным недостаткам. Смех в его комедии не был только развлекательным; он служил средством выявления и осуждения социальных проблем.
7. Гоголь считал, что в комедии единственное честное, благородное лицо был «смех». Как вы это понимаете? О каком смехе — развлекательном или грозном — он размышлял? Что осмеивает это «честное, благородное лицо»?
Гоголь размышлял о грозном смехе. Его сатира была острой и беспощадной, направленной против пороков и недостатков общества. Он осмеивал глупость, взяточничество, мздоимство, бездарность чиновников и другие социальные проблемы. Его "честное, благородное лицо" - это смех как инструмент, который раскрывает и осуждает негативные черты общества.
8. Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я мог только тогда, когда мне представлялись самые мельчайшие подробности его внешности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье». Можете ли подтвердить слова писателя, опираясь на текст его произведений («Заколдованное место», «Тарас Бульба», «Ревизор»)?
Слова Гоголя о том, что он не создавал ничего в воображении, а брал все из реальности, могут быть верными в контексте того, что его произведения отражают реальные социальные явления и пороки. Он действительно черпал вдохновение из своих наблюдений и данных ему известных событий и явлений. Однако, он преобразовывал их в своем воображении, чтобы создать сильные художественные образы, и использовал сатиру и аллегорию, чтобы выразить свои соображения и критику общества.
9. Черты художественного историзма Гоголя не оставались неизменными. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» историзм был тесно связан с фольклором, с народной фантастикой. В дальнейшем Гоголь всё больше погружался «в сор и дрязг» современной жизни. Он прямо вписывал своих героев в быт, который изображал детально и подробно. Этими свойствами отличается и комедия «Ревизор». По мысли Гоголя, в русском обществе исчезла совесть. Души людей утратили её. Наша совесть есть данный нам Богом ревизор души, не тот ложный, которым предстаёт Хлестаков, а настоящий, который как символ появляется в финале комедии. Он невидим, но непременно присущ всем. И когда он обнаруживается, то наступает душевный крах для бесчестных, пошлых и бездушных людей. Смех над ними соединяется с горечью, с убийственной иронией. В таком состоянии оказывается городничий. Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии «Ревизор».
10. Какова сценическая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Как была принята она общественностью и критикой?
Сценическая история комедии "Ревизор" началась с ее завершения в начале 1836 года. Первое чтение произведения состоялось на вечере у Жуковского, где присутствовали многие литераторы, включая Александра Сергеевича Пушкина. В начале апреля 1836 года состоялась премьера пьесы на сцене Александрийского театра в Петербурге. На премьеру пришел и император Николай I. Изначально комедия была хорошо принята, но затем появились как сторонники, так и противники произведения.
11. В чём новизна комедии? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил В. И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя»?
Новизна комедии заключается в остроте сатиры и обличении нравов российского общества того времени. В "Ревизоре" Гоголь создал образы коррумпированных и глупых чиновников, выставив их в комическом свете. Сюжетная интрига вокруг ложной идентичности Хлестакова как ревизора и попыток чиновников закрыть свои проступки подчинена сатирической цели.
12. Известно, что Николай I после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Возмущение всеми сословиями пьесой можно объяснить тем, что Гоголь весьма беспощадно и точно выявил недостатки и пороки российского общества. Чиновники, купцы, помещики, горожане - каждый класс получил свою долю сатиры и высмеивания. Гоголь показал, что коррупция, нравственное разложение и невероятная глупость пронизывают всю структуру общества, и никто не остался в стороне от этой критики.
13. В чём особенности сюжета комедии? Какие стороны интриги опущены или отодвинуты на второй план?
Особенностью сюжета комедии является его фокус на забавных попытках чиновников скрыть свои пороки от "ревизора". Гоголь уделяет много внимания созданию комических ситуаций и диалогов, что делает произведение яркой комедией. Любовная интрига между Анной и Хлестаковым, которая могла бы быть важной частью сюжета, опущена на второй план и разрешается быстро в конце произведения.
1. Воспользовавшись словарём литературоведческих терминов или литературным энциклопедическим словарём, дайте определения терминам: ремарка, монолог, диалог. Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии.
Ремарка (или реплика) в литературе — это структурный элемент в тексте драматического произведения, который представляет собой заметки или комментарии автора, располагающиеся между диалогами или монологами героев. Ремарки могут содержать указания о жестах, интонации, действиях персонажей и другую дополнительную информацию. Примеры из комедии "Ревизор": "бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами", "остановясь", "вздохнув". Монолог — это рассказ, размышление или высказывание одного героя, который обычно говорит вслух и излагает свои мысли, чувства или внутренний монолог без активного взаимодействия с другими персонажами. Пример из комедии "Ревизор": монолог Хлестакова, где он рассказывает о своих приключениях и затруднениях в путешествии.
Диалог — это разговор между двумя или более персонажами, в ходе которого они обмениваются репликами, выражают свои мысли, чувства и взаимодействуют друг с другом. Диалоги составляют основную часть текста драматического произведения. Пример из комедии "Ревизор": диалог между городничим и Хлестаковым, где они обсуждают приезд ревизора.
2. Литературовед Игорь Золотусский в статье «Ещё раз о „Ревизоре“» отводит большую роль языку героев и особенно языку Хлестакова:«...Принимая от Бобчинского прошение поведать его величеству о том, „что в таком-то городе проживает Петр Иванович Бобчинский“, Хлестаков говорит: „Очень хорошо“. Он намекает, что это ему ничего не стоит.
С этой свободой не в состоянии состязаться косные языки уездных Цицеронов. Хотя Земляника говорит судье: „У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел“…Слова в тексте „Ревизора“ играют, скачут, обгоняют одно другое, нагоняют друг друга. В монологе Осипа мы слышим про розги. Потом секут унтер-офицерскую вдову. Затем почтмейстер говорит, что Хлестакова надо высечь. Тема телесного наказания, таким образом, то возникает как явь, то уплывает в юмор. Она как бы иронизирует над темой высших потерь и высшего возмездия.
Слова у Хлестакова то значительные, то уменьшительные. То мелькают в его речи „министр“, „генерал“, „фельдмаршал“, то „губки“, „шейка“, „платочек“, „глазки“, „стишки“. Он то съеживается, то распрямляется. Назвав себя „главнокомандующим“ и „фельдмарш...“ (этого слова Хлестаков не договорил), он побуждает и чиновников именовать себя на военный лад. Они являются к нему на приём в мундирах и образуют у его дверей „эскадрон“.
В финале комедии Гоголь возвращает легкомысленное хлестаковское словечко „сейчас“ в виде грозного требования жандарма, обращённого к городничему: „Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе“. Вновь вступает в действие минута, вновь время, как будто ухнувшее в бездну вечности, возвращает себе свой счёт...»Согласны ли вы с этими наблюдениями над языком Хлестакова?
Наблюдения Игоря Золотусского о языке Хлестакова в "Ревизоре" весьма точны. Хлестаков в своей речи демонстрирует легкомысленность, самолюбие и стремление к важности. Он называет себя "главнокомандующим" и "фельдмаршалом", а также использует уменьшительные слова в отношении других персонажей, что создает комический контраст. Его язык меняется в зависимости от ситуации: то высокопарен, то разговорен, что добавляет разнообразия и динамики его образу.
3. Какие примеры вы могли бы добавить и как развить мысль о языке гоголевской комедии?
К примерам наблюдений над языком Гоголя можно добавить такие моменты, как сравнение Хлестакова с различными военными званиями, что подчеркивает его желание произвести впечатление на окружающих. Также в комедии много различных намеков и двусмысленностей, которые делают язык персонажей более насыщенным и интересным.
4. Проведите наблюдения над фамилиями героев, их языком. Как характеризует героев их поведение и язык?
Фамилии героев в "Ревизоре" также имеют значение. Например, фамилия Хлестакова (от "хлестать") ассоциируется с обманом и хитростью. Фамилия Ляпкин-Тяпкин ассоциируется с хаосом и неразберихой. Язык персонажей также характеризует их социальное положение и нравы. Например, чиновники часто используют излишнюю лесть и пафос в речи, а купцы и горожане более непосредственны в общении.