menu
person


ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 179-212



Страница 179-180

1. С какими чувствами поэт вспоминает лицейское братство?

Поэт вспоминает лицейское братство с глубокой ностальгией и теплотой. Он описывает своих друзей-лицеистов как близких и дорогих ему людей, с которыми он пережил множество важных моментов в своей молодости.

2. Кого из друзей-лицеистов поимённо называет поэт? Что вы о них знаете?

В стихотворении поэт называет нескольких своих друзей-лицеистов:

Дельвиг (Антон Дельвиг) - поэт и журналист, друг Пушкина с лицея.
Горчаков (Михаил Горчаков) - еще один из друзей Пушкина в лицее.

3. Как вы понимаете слова: предсказанье, завет, заточение?

Предсказанье" означает здесь предвидение того, что в будущем они встретятся снова и продолжат свою дружбу.
"Завет" указывает на обещание или клятву верности и вечной дружбы.
"Заточение" описывает период отдаленности или разлуки друзей, когда они находятся вдали друг от друга, но поэт выражает надежду на встречу.

4. Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях?

Воспоминания о друзьях вызывают у поэта смешанные чувства. С одной стороны, он испытывает радость при мысли о встрече с ними в будущем и том, что их дружба будет вечной. С другой стороны, он ощущает грусть и ностальгию, так как они уже не вместе, и временем они утратили молодость и бодрость. Поэт выражает тоску по прошлым дням и надежду на встречу с друзьями в будущем.

1. Как вы понимаете выражения рассеянная буря, унылая тень, ликующий день, таинственный гром, алчная земля и т. д.?

"Рассеянная буря" означает, что буря уже прошла и разошлась, и теперь осталась только последняя туча.
"Унылая тень" указывает на мрачное настроение, которое приносит туча.
"Ликующий день" относится к радостному и светлому дню.
"Таинственный гром" описывает грозовой гром как нечто загадочное и мистическое.
"Алчная земля" выражает жажду дождя после периода засухи.

2. Какие приметы тучи выделяет поэт, используя слова и выражения наводишь, печалишь, издавала гром и т. д.? Как называются литературные приёмы, используемые поэтом?

Поэт выделяет тучу как символ бури и дождя, а также как персонификацию стихии природы. Он использует слова и выражения, чтобы передать эмоциональное состояние природы и переход от бурного грозового времени к спокойному и ясному. Литературные приемы, используемые поэтом, включают в себя метафору (например, "унылая тень"), антитезу (противопоставление "ликующего дня" и "тучи"), и персонификацию (наделение тучи человеческими качествами, как издание грома). Эти приемы создают образ живой и могущественной стихии, а также передают переход от бурного к спокойному времени.

Страница 182

1. Как вы понимаете слова вдохновенье, упоенье, пробужденье? Придумайте и напишите несколько предложений, используя эти слова.

Вдохновение - это огонек, который загорается в глубинах души, побуждая к творчеству и действию. Упоение - это состояние, когда душа погружается в радость и блаженство, забывая обо всем на свете. Пробуждение - это момент осознания новых возможностей и перспектив.

Предложения:

Вдохновение нашло меня в моменте, когда я глядел на закат, и я начал писать стихи о красоте природы.
Музыка вдохновляет меня на создание искусства, наполняя мою душу упоением.
Пробуждение к новой жизни наступило, когда я решил изменить свою профессию и начать заниматься тем, что искренне люблю.

2. Объясните значение слов и словосочетаний: Отечество, ветреность, проповедь, беспутность, расправа, доложить, осыпать укоризнами, недоросль, тянуть лямку, поневоле, изумлённый.

Отечество - родина, место, где родился и живешь. Ветреность - переменчивость, неустойчивость. Проповедь - религиозное учение или проповедь веры. Беспутность - отсутствие явной цели или направления. Расправа - наказание или кара. Доложить - донести информацию до вышестоящего лица. Осыпать укоризнами - выразить неодобрение или укор. Недоросль - незрелый, неспособный к чему-либо. Тянуть лямку - выполнять тяжелую работу или нести ответственность. Поневоле - против воли, без желания. Изумлённый - пораженный, потрясенный чем-либо.

Страница 184

Лермонтов

1. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них.

Михаил Лермонтов создал несколько произведений на историческую тему, среди которых выделяются:

Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, удалого купца Калашникова и молодого опричника Кирибеевича". В этой поэме Лермонтов рассказывает о эпохе царствования Ивана Грозного в XVI веке. Он изображает жизнь и быт разных общественных групп, включая бояр, купцов и опричников. Особое внимание уделяется образу царя Ивана Четвертого и его кровавому правлению. Сюжет поэмы вращается вокруг семьи купца Степана Калашникова, который вынужден защищать свою семью и честь, убив опричника, который пытается ухаживать за его женой. Это произведение поднимает важные вопросы о чести, семье и царской власти.

Стихотворение "Бородино" отражает события после Отечественной войны 1812 года. В стихотворении молодой солдат задает пожилому ветерану вопрос о том, почему Москва была сожжена и отдана французам. В ответ ветеран рассказывает о великой Бородинской битве, где русская армия сражалась с французской армией. Стихотворение передает дух патриотизма и героизма русских солдат, подчеркивая цену победы в этой кровопролитной битве.

2. Прочитайте наизусть одно из стихотворных произведений поэта на историческую тему. Расскажите об авторской трактовке исторического события в выбранном вами стихотворении.

Страница 206

Мцыри

Не первый год вы знакомитесь с творчеством М. Ю. Лермонтова (стихотворения, поэмы, сказки). Назовите произведения поэта, которые вы изучали в пятом — восьмом классах.

1. Какие чувства и настроения Мцыри передаются в актёрском чтении Николаем Лазаревым?

Актерское чтение Николаем Лазаревым передает внутренний мир Мцыри с особой интенсивностью и страстью. Лазарев воплощает в роли Мцыри чувства бунта, жажду свободы, и горечь утраты родины. Его интонации и эмоциональная выразительность отражают внутренние терзания и страсти героя. Музыкальное сопровождение усиливает эмоциональное воздействие, подчеркивая драматичность и глубину переживаний Мцыри. Поэма "Мцыри" Лермонтова, в исполнении Лазарева, становится живым произведением, способным захватить слушателей и перенести их в мир страстей и борьбы главного героя.

2. Какие интонации преобладают при чтении поэмы: торжественные, грустные, радостные? С какими чувствами это связано?

3. Усиливает ли музыка К. Дебюсси ваши впечатления, возникшие при чтении и прослушивании поэмы?

4. Что вы могли бы добавить к характеристике Мцыри благодаря чтению Николая Лазарева?

5. В чём смысл сравнения жизни Мцыри в монастыре и на воле? Удалось ли это различие продемонстрировать актёру в чтении?

Смысл сравнения жизни Мцыри в монастыре и на воле заключается в выделении контраста между двумя этапами его жизни. Монастырская жизнь представляет собой заточение и душное ограничение, в то время как на воле Мцыри находит свободу и счастье в природе. Это различие демонстрирует, что истинное счастье для Мцыри связано с природой и свободой, а не с монастырской уединенностью. Актёру в чтении удается передать это различие, подчеркивая эмоциональные переживания Мцыри и его стремление к освобождению.

6. Какую роль играют в поэме картины кавказской природы? Какие литературные приёмы помогли автору показать их, а актёру подчеркнуть интонацией?

Картины кавказской природы играют в поэме "Мцыри" важную роль, олицетворяя свободу, красоту и духовную гармонию, которые Мцыри так долго лишался. Лермонтов использует разнообразные литературные приемы, чтобы описать эту природу: эпитеты придают ей красочность и яркость, олицетворения делают ее живой и оживленной, сравнения помогают передать ее красоту и величие. Актер, читающий поэму, может подчеркнуть эту интонацией, придавая словам описания природы особую эмоциональность и мелодичность, чтобы передать слушателям внутренний мир Мцыри и его восторг перед кавказской природой.

7. Выучите наизусть и прочитайте выразительно отрывок из поэмы от слов «Ты слушать исповедь мою...» до слов «Бежал я долго...» или другие отрывки из исповеди Мцыри.

Страница 209

1. Расскажите о характерных чертах романтического героя (на примере героя поэмы «Мцыри»).

2. Каковы отличительные черты романтического пейзажа? Приведите примеры романтического описания природы в поэме М. Ю. Лермонтова.

Страница 210

1. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с ним? При изложении своей позиции подтвердите её текстом поэмы.

2. Совпало ли ваше впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» с впечатлениями В. Г. Белинского?

3. Какие мысли литературоведов во взгляде на лермонтовского героя близки друг другу? Что вам показалось особенно важным для создания характеристики Мцыри в их высказываниях?

Литературоведы единогласно высказывают мнение о том, что Лермонтов великолепно передал красоту и разнообразие горной природы, соответствуя ее внутреннему миру Мцыри. В их высказываниях отмечается, что природа становится зеркалом души героя, где перемешиваются различные чувства. Они также сходятся в оценке крепости духа Мцыри, но указывают на слабость его физического тела, хотя изображение героя в искусстве может вызвать вопросы по этому поводу, особенно в работе И. Тоидзе. Барсовый поединок служит дополнительным аргументом в пользу физической силы Мцыри. Таким образом, важным аспектом в создании характеристики Мцыри для литературоведов является связь его внутреннего мира с природой и вопрос о соотношении крепости духа и физической силы.

1. Известны ли вам иллюстрации к поэме? Так ли вы представляли героев и эпизоды из произведения?

Каждый читатель может создать свои уникальные образы героев и сцен на основе текста и своего воображения. Ваше представление о главном герое и других персонажах может отличаться от иллюстраций, и это вполне нормально. Важно то, как произведение вызывает эмоции и мысли у каждого читателя.

2. Рассмотрите иллюстрацию к поэме. Удалось ли художнику И. Тоидзе передать пафос поэмы «Мцыри», характер главного героя?

И. Тоидзе в своей иллюстрации к поэме "Мцыри" искусно передал пафос произведения и характер главного героя. Момент смертельной схватки Мцыри с барсом изображен выразительно и эмоционально. Герой практически одерживает верх, сильно и уверенно подчиняя зверя. Взгляд Мцыри наполнен смелостью и решимостью, а его физическая сила ярко выражена в позе и движениях. Таким образом, художнику удалось передать не только пафос поэмы, но и выделить крепкий и героический облик главного персонажа.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 179-212