menu


ГДЗ по литературе 8 класс Коровина, Журавлев Страница 169-178




Страница 169-173

Капитанская дочка

1. В чём заключался историзм Пушкина? В чём разница подхода А. С. Пушкина к пугачёвскому восстанию в «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочке»?

Историзм Пушкина проявляется в его стремлении передать дух эпохи, показать историческое событие с разных сторон, а также через восприятие разных людей. В "Истории Пугачёвского бунта" Пушкин выступает как историк, который объективно анализирует восстание, используя документы и факты. В "Капитанской дочке" же внимание сосредоточено на судьбах людей, живущих в этом сложном историческом времени. Различие заключается в том, что в "Капитанской дочке" Пугачёв показан не только как предводитель восстания, но и как человек, способный на благородные поступки, что добавляет к его образу больше человечности.

2. Внимательно прочитайте статью об историческом труде Пушкина, составьте её цитатный план и постарайтесь пересказать её содержание.

Историзм Пушкина — важная черта его творчества.
Личное восприятие истории — судьба человека и историческое движение взаимосвязаны.
В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересует само восстание и его образ в народном сознании.
Повесть «Капитанская дочка» передаёт атмосферу времени с историческими деталями и колоритом.
Герои повести «включены в большое историческое движение», которое влияет на их судьбы и выбор.
Гринев отказывается служить Пугачеву, сохраняя верность дворянскому долгу.
В «Капитанской дочке» Пушкин задумывается о единстве нации и примирении противоречий.
Дворянин и его враг могут найти общий язык, что особенно важно для Пушкина.

3. Сопоставьте главы из «Истории Пугачёвского бунта» с текстом «Капитанской дочки». Найдите разницу в отношении автора к Пугачёву и объясните её.

Что касается разницы между "Историей Пугачёвского бунта" и "Капитанской дочкой", в первом произведении Пушкин фокусируется на исследовании крестьянского движения, его причин и последствий, а во втором – на личных отношениях и моральных выборах героев в условиях исторической катастрофы. В "Истории" Пугачёв — это лидер восстания, представленный более сдержанно и документально, тогда как в "Капитанской дочке" он становится человеком с противоречивой, но живой душой.

Исторические детали "Капитанской дочки", такие как быт, нравы и речь персонажей, помогают создать картину эпохи, позволяя читателю погрузиться в мир того времени.

1 Вы прочитали и обсудили роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Сейчас прослушали главу «Вожатый» в исполнении Юрия Васильева. На чём сосредоточивает внимание актёр? Какие интонации, логические ударения помогают вам представить характер вожатого?

Юрий Васильев в главе "Вожатый" сосредотачивает внимание на личности Пугачева, его уверенности и спокойствии перед лицом природных и человеческих испытаний. Неторопливость, размеренность и логические акценты в речи актера помогают раскрыть хладнокровный и проницательный характер вожатого. Эти интонации подчеркивают его уверенность и смекалку, например, когда он объясняет, почему он нашел путь через метель, намекая на свою способность преодолевать трудности.

2 Какие новые впечатления о героях романа появились у вас после прослушивания актёрского чтения?

У меня возникло ощущение глубокой человечности персонажей. Савельич показался более мудрым и проницательным, чем я думал, а Гринев и Маша — более искренними и трогательными в своем чувстве. Актерское чтение помогло добавить новые нюансы, которые трудно было уловить при чтении текста. Например, Пугачев предстал не только мятежником, но и человеком с принципами и благородством.

3 Изменилось ли у вас отношение к героям и их поступкам?

Отношение к героям также стало более сложным. Пугачев, который мог казаться просто антагонистом, стал восприниматься как живой человек со своими убеждениями и внутренними противоречиями. Его честность и стремление к справедливости стали заметнее, как и человеческие слабости, которые его окружают. А Гринев раскрылся как человек, способный к глубоким переживаниям и осознанию своих ошибок.

4 Как настраивает музыка на восприятие бурана, как передаёт особое, тревожное состояние героев?

Музыка усиливает атмосферу бурана, создавая ощущение тревоги и неизвестности. Плавное нарастание звуков делает метель не просто природным явлением, а символом хаоса и опасности, в который попадают герои. Она подчеркивает напряжение, которое сохраняется до самого конца главы.

5 Как меняется темп чтения актёра, когда вожатый ведёт разговор с хозяином постоялого двора?

Темп чтения актера меняется, когда вожатый ведет разговор с хозяином постоялого двора. В начале Пугачев говорит медленно и уверенно, но в диалоге с хозяином его речь становится быстрее, особенно когда разговор касается скрытых моментов его прошлого и намеков на грядущее восстание.

6 Какое впечатление у вас возникает при чтении актёром первого и второго отрывков?

Чтение актёром первого отрывка создает впечатление игривости и легкости. Пугачев звучит самоуверенно, словно демонстрирует свою удачливость. Во втором отрывке его слова становятся более символичными и многозначительными, намекая на надежду и грядущие перемены.

7 Как меняется настроение чтеца при чтении главы «Сирота»?

В главе "Сирота" настроение актера меняется от тревожного и мрачного к радостному и торжественному. Эмоции Гринева и Маши переданы через смену интонации: вначале в голосе слышны страх и беспомощность, но с решением Пугачева тон становится более уверенным и спокойным.

Глава I. Сержант гвардии

1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринёва? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как родители провожали Петрушу на службу и какими словами напутствовал его отец?

В главе "Сержант гвардии" Пушкин описывает семью Гринева и его детство. Отец, Андрей Петрович, стремился воспитать сына настоящим офицером и отправляет его в Оренбург для службы, веря, что там он получит правильное воспитание. Мать поддерживает Петрушу, хотя расставание дается ей нелегко.

Савельич, который был рядом с Гринева, стал для него защитником и верным другом, тогда как Бопре, назначенный учителем, не смог принести значительной пользы, потеряв работу из-за пьянства.

Когда настало время отправляться на службу, родители проводили Петрушу с теплом и заботой, собрав ему всё необходимое. Отец напутствовал его мудрыми словами, настаивая на важности честной службы и уважения к начальству, что должно было заложить основы его будущего как офицера.

2. Как характеризует Гринёва и Савельича эпизод с Зуриным?

Эпизод с Зуриным показывает Петрушу как ещё незрелого и неопытного юношу. Поддавшись азарту, он соглашается играть на деньги, что приводит к потере. В этом моменте он ведёт себя с Савельичем резко и надменно, стараясь казаться важным барином, хотя в душе осознаёт, что поступил неправильно. Савельич, напротив, проявляет свою преданность и заботу, пытаясь остановить Гринева от опрометчивых действий и защищая его от последствий.

Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем? Каков характер Савельича? Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?

В начале главы "Вожатый" народная песня задает тревожный тон, отражая внутренние переживания Гринева, который сталкивается с опасностью и неизвестностью. Она становится символом предстоящих испытаний не только для него, но и для всей страны.

Разговор с Савельичем показывает, что Гринёв способен на самоанализ и испытывает угрызения совести за свои поступки. Савельич же, преданный слуга, заботится о нем, демонстрируя свою мудрость и опыт. Ветер и буран в описании дороги символизируют трудности и неопределенность, которые ждут героя.

Сон Гринева, в котором он видит искаженный образ отца, намекает на конфликт с ложным авторитетом, а также предвещает сложные выборы. Портрет вожатого, впоследствии оказавшегося Пугачёвым, рисуется через детали, подчеркивающие его загадочность. Его простая внешность контрастирует с хитрой улыбкой, что создает атмосферу некой угрозы. Иносказательный разговор с хозяином постоялого двора полон намеков, намекая на подспудные политические интриги и бунт, готовящийся в стране.

2. Как отблагодарил Гринёв Вожатого?

Когда Петр решает отблагодарить вожатого за помощь, он демонстрирует свои щедрость и доброту, несмотря на сопротивление Савельича. Именно заячий тулуп, отданный Пугачеву, сыграет ключевую роль в дальнейших событиях, когда Пугачев вспомнит этот жест и решит сохранить Гриневу жизнь.

3. Чем интересен разговор Гринёва с генералом? Как Гринёв объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.

Разговор Гринева с генералом в Оренбурге придает комичный оттенок повествованию, когда генерал, будучи иностранцем, не понимает смысл русской фразеологии. Гринев попытался смягчить значение фразы "держать в ежовых рукавицах", которая на самом деле означает строгое обращение. Однако генерал оказался более прозорливым и понял истинный смысл, заложенный в послании отца Гринева, что подчёркивает разницу в их характерах и восприятии мира.

Глава III. Крепость

1. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведённые в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о её обитателях — Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня (эпиграф к третьей главе)?

Белогорская крепость в "Капитанской дочке" представляется как маленький, почти уютный мир, где обитает всего около ста тридцати человек, в основном военные инвалиды. Упрощенное управление крепостью под началом Ивана Кузьмича и его жены Василисы создает атмосферу семейных отношений, что объясняется изолированностью и малочисленностью населения.

Иван Кузьмич — добрый и миролюбивый человек, который стремится поддерживать порядок, тогда как его жена Василиса — энергичная и властная натура, фактически управляющая крепостью. Их дочь, Марья Ивановна, отличается скромностью и душевной чистотой, что делает её символом невинности среди окружающего хаоса.

Швабрин, напротив, представляет собой образ коварства и зависти, что вскрывает подлинные человеческие пороки. Он кажется культурным, но его истинная натура проявляется в отношениях с окружающими, особенно с Марьей.

Солдатская песня, служащая эпиграфом к третьей главе, добавляет ироничный штрих к образу крепости. Подчеркивая парадоксальность ситуации, Пушкин показывает, что внешнее величие может скрывать внутреннюю хрупкость. Крепость, несмотря на наличие пушки, оказывается скорее символом мирной жизни, чем военной силы.

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Каждый из героев произвел свое впечатление. Семья Мироновых показалась мне искренними и добродушными людьми. Иван Кузьмич — человек чести и долга, но без лишней строгости. Василиса Егоровна — заботливая, но властная, она поддерживает порядок во всем. Марья Ивановна вызывает симпатию своей простотой и добротой. Швабрин же оставил неприятное впечатление своей скрытностью, колкостью и завистливым характером.

Глава IV. Поединок

1. Как проявили себя Гринёв и Швабрин в главе «Поединок»?

В главе «Поединок» Гринёв и Швабрин показывают свои истинные качества, раскрывающиеся на фоне личной вражды из-за Маши Мироновой. Швабрин, движимый завистью и низостью, пытается унизить Гринева, насмехаясь над его чувствами. Его поведение пронизано коварством, что приводит к дуэли, в которой Гринёв выступает не только за себя, но и за честь Марьи Ивановны.

Дуэль обостряет их конфликт, при этом Швабрин проявляет подлость, подрывая нормы чести. Он прерывает первый поединок и использует момент слабости, чтобы ранить Гринева. Эта трусливая атака окончательно демонстрирует его низкий характер и готовность на любые поступки ради удовлетворения своей зависти. Гринёв же, несмотря на физическую опасность, остается верным своим принципам и защищает честь любимой, что подчеркивает его благородство на фоне Швабрина.

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гринёве?

Что касается Гринева, то на протяжении главы мы видим его рост как личности. Если раньше он казался несколько наивным и порывистым юношей, то теперь проявляется его благородство и мужество. Дуэль становится важным испытанием для его чести и достоинства. Защищая Машу, он показывает свою способность нести ответственность за тех, кого любит. В отличие от Швабрина, Гринев демонстрирует искренность, преданность и решимость. Его реакция на оскорбления и действия Швабрина подчеркивают благородство его натуры.

Эта дуэль также подчеркивает изменения в Гриневе. Он становится человеком, который готов сражаться за правду и справедливость, жертвовать собой ради других. В нем формируются твердые моральные принципы, и он начинает мыслить не только личными интересами, но и более широкими категориями – чести, долга перед обществом и страной.

Глава V. Любовь

1. Перескажите подробно главу от лица Марьи Ивановны. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф?

От лица Марьи Ивановны пересказ главы "Любовь" в "Капитанской дочке" выглядел бы примерно так:

Меня зовут Марья Ивановна, я единственная дочь коменданта Белогорской крепости. Моё детство прошло тихо и спокойно, под заботливым присмотром родителей, и я никогда не думала, что однажды столкнусь с таким чувством, как любовь. Но встреча с Петром Андреевичем Гринёвым изменила мою жизнь. Он был другим — искренним, добрым и отзывчивым человеком. Я видела, как он защищал меня от Швабрина, который всегда был мне неприятен своим грубым и надменным поведением.

С Пётром Андреевичем у нас возникли тёплые, доверительные отношения. Но после его ранения наши разговоры стали ещё ближе. Он говорил мне о своих чувствах, и я не могла не ответить ему взаимностью. Когда он предложил мне руку и сердце, моё сердце было полно радости, но я также понимала, что наш союз может не получить благословения его родителей. Это всегда тревожило меня. Мои опасения подтвердились, когда Петр Андреевич получил письмо от отца, категорически возражавшего против нашего брака. Для меня это было тяжёлым ударом, но я постаралась справиться с этим благородно. Я любила его, но не могла быть ему обузой. Я не хотела разрушать его отношения с родителями и сказала ему: «Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую — Бог с тобою, Пётр Андреич». Я отпустила его, хотя мне было очень тяжело.

Во взаимоотношениях между героями проявляются важные черты их характера. Гринёв показал себя как благородный и преданный человек, готовый бороться за свои чувства, несмотря на препятствия. Он стремится поступить честно и по совести, пытаясь добиться счастья вместе со мной. Швабрин же, напротив, показал свою низость. Несмотря на формальные извинения после дуэли, он не перестал таить злобу и зависть. Швабрин был готов на подлость ради того, чтобы досадить Гринёву и настоять на своём.

Что касается эпиграфа, то Пушкин вложил в народную песню глубокий смысл. Она отражает трагедию, с которой часто сталкивались девушки в то время — невозможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой, зависимость от решений родителей. В эпиграфе звучит печаль по поводу невозможной любви и нежелания стать препятствием для счастья любимого человека. Эти же слова я говорю Петру, когда осознаю, что его отец против нашего брака.

2. Что можно сказать о Швабрине?

Швабрин в «Капитанской дочке» раскрывается как человек с низкими и подлыми чертами характера. Сначала он кажется обычным офицером, которому не повезло в жизни, но вскоре его истинная натура проявляется. Он ревнив, завистлив и мстителен. Швабрин, будучи отвергнутым Марьей Ивановной, не может смириться с тем, что она полюбила Гринева, и начинает его унижать, оскорблять Машу, распространяя грязные слухи о ней.

Его поведение на дуэли, когда он ударил Гринева в момент отвлечения, показывает его трусость и отсутствие чести. Швабрин действует не из принципов, а из личной обиды и злобы. Он не способен на искренние чувства, видит в других лишь преграды на своём пути. Позже, когда Швабрин переходит на сторону Пугачёва, становится очевидно, что его главной мотивацией являются не убеждения, а выгода. Он готов предать, лишь бы добиться своих целей, что делает его образ ещё более отрицательным.

3. Как вы понимаете слова Гринёва о «благом потрясении»?

Слова Гринёва о «благом потрясении» символизируют процесс его взросления. В ходе испытаний, с которыми он сталкивается — дуэль с Швабриным, любовь к Маше, осознание долга и чести — Гринёв постепенно формируется как личность. Эти переживания стали для него важным уроком, после которого он осознал свои истинные ценности и стал сильнее.

Глава VI. Пугачёвщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?

Оренбургская губерния, описанная в «Капитанской дочке», представляется местом, где царит хаос и полудикость. Эти края населены множеством полудиких кочевых народов, которые живут по своим собственным законам и часто не признают власти империи. В этой суровой и вольной обстановке, где существует постоянная угроза набегов и беспорядков, возникают цепи крепостей, вроде Белогорской, как последняя линия обороны и контроля.

Такое описание дикого края не случайно: Пушкин создаёт ощущение нестабильности и беззакония, которое служит предвестием надвигающихся трагических событий в крепости. Стихийность и непредсказуемость этой земли усиливают напряжение и готовят читателя к восстанию Пугачёва, символизируя, что здесь правила и законы цивилизованного общества едва удерживаются.

Что касается подготовки в крепости, после получения письма от генерала все осознали, что надвигается реальная угроза. Комендант Миронов собрал совещание, на котором решено было усилить караулы, начать чистить пушку, давно вышедшую из строя и использовавшуюся как урна для мусора, а также приводить оборонительные позиции в порядок. Эти усилия кажутся незначительными на фоне серьезной опасности, которая надвигалась на крепость, подчеркивая её уязвимость перед мятежниками.

2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?

Что касается подготовки в крепости, после получения письма от генерала все осознали, что надвигается реальная угроза. Комендант Миронов собрал совещание, на котором решено было усилить караулы, начать чистить пушку, давно вышедшую из строя и использовавшуюся как урна для мусора, а также приводить оборонительные позиции в порядок. Эти усилия кажутся незначительными на фоне серьезной опасности, которая надвигалась на крепость, подчеркивая её уязвимость перед мятежниками.

Глава VII. Приступ

1. О чём говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачёву взять крепость?

Эпиграф к главе "Приступ" содержит строки народной песни, сложенной по поводу взятия Казани Иваном Грозным, что предвещает скорый крах защитников Белогорской крепости. Он намекает на неумолимую судьбу тех, кто не поддержит мятежников, указывая на безжалостные последствия.

Пугачёву удалось быстро взять крепость благодаря значительно большему числу его войск и предательству местных казаков, которые изменили своей присяге. Защитники, потеряв боевой дух, не смогли организовать достойную защиту, и многие солдаты, забыв о своих обязанностях, не пришли на помощь капитану. Это привело к быстрому и трагическому исходу для крепости.

2. Как вели себя немногочисленные защитники крепости? О чём хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас погнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

При штурме Белогорской крепости защитники проявили себя по-разному. Одни казаки присоединились к Пугачёву, предав свои обязательства. Многие солдаты, привыкшие к мирной жизни, не смогли вспомнить о своем призвании и не пришли на помощь. Лишь Гринёв, Иван Кузьмич и Миронов оставались верны долгу, храбро сражаясь до конца.

Фраза "Народ повалил на площадь; нас погнали туда же" указывает на то, что большинство простых людей поддерживали Пугачёва, видя в нем защитника своих интересов. Это подчеркивает, как бунт охватывал народные массы и создавал атмосферу общей солидарности.

Иван Кузьмич встретил смерть на поле боя, с достоинством произнеся: "Умирать так умирать: дело служивое." Миронова казнили за отказ присягнуть новому "царю", а Василиса Егоровна, увидев смерть мужа, была убита в порыве отчаяния. Все они встретили свою судьбу с честью, оставаясь верными своим принципам и служебному долгу.

Главa VIII. Незваный гость

1. В чём смысл эпиграфа к этой главе?

Эпиграф к главе "Незваный гость" намекает на нашествие Пугачёвцев и захват Белогорской крепости. В данном контексте незваным гостем является сам Пугачёв со своей шайкой, что подчеркивает угрозу и непрошеность этого события.

2. Кого Гринёв называет «новобранными изменниками» и почему?

Гринёв называет «новобранными изменниками» Швабрина и урядника, потому что они после взятия крепости нарушили присягу и переметнулись на сторону бунтовщиков. Это слово отражает его презрение к их предательству и измене.

3. Какие настроения пугачёвцев передаёт бурлацкая песня?

Бурлацкая песня передает безвыходное настроение обречённых людей, отразив их страдания и печаль. Она помогает Гринёву осознать трагедию этих людей и их тяжелую судьбу.

4. Каким предстал перед Петрушей военный совет Пугачёва? Почему Пугачёв простил дерзкие и правдивые речи Гринёву?

Военный совет Пугачёва показывает Гринёву, что там нет соблюдения субординации, а все участники активно высказываются. Пугачёв простил дерзкие и правдивые речи Гринёва, так как ценит искренность и открытость, что создает атмосферу доверия. Обсуждение о походе на Оренбург проходит в расслабленной обстановке, где каждый может высказать своё мнение, что подчеркивает отличия от привычного мира.

Глава IX. Разлука

1. Швабрин на службе у Пугачёва. Савельич предъявляет счёт Пугачёву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.

В главе "Разлука" Швабрин, назначенный начальником Белогорской крепости, демонстрирует свое предательство, что вызывает у Гринева глубокое презрение. Поступок Швабрина контрастирует с его прежним образом, и это только усиливает ненависть Гринева к нему, особенно после трагической гибели капитана Миронова и его жены.

Сцена, в которой Савельич предъявляет счёт Пугачёву, наполняет ситуацию комизмом. Верный слуга, оставаясь преданным, пытается отстоять свои права перед мятежным предводителем, что создает абсурдный контраст. Пугачёв, не умея читать, оказывается в затруднении, и это подчеркивает его некомпетентность, в то время как настойчивость Савельича вызывает смех и симпатию у Гринева.

Прощание с Марьей Ивановной становится кульминационным и трагичным моментом. Гринев не успевает увидеть её из-за её болезни, вызванной утратой родителей. Его решение оставить её под защитой Швабрина говорит о его зрелости и способности к ответственным поступкам. Несмотря на эмоциональное напряжение, он проявляет рациональность, что демонстрирует его рост как личности и готовность защищать тех, кого любит. Эти эпизоды вместе создают сложную динамику чувств и действий, раскрывая характеры героев и их внутренние конфликты.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

Глава X. Осада города

1. Как встретился Гринёв с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?

Гринёв встретился с генералом, который радостно приветствовал его и расспрашивал о событиях. На военном совете Гринёв предложил перейти в наступление на Пугачёва, но другие советники предпочли оставаться в городе. Директор таможни высказал идею о назначении выкупа за голову Пугачева, что говорит о настроении людей, готовых на крайние меры.

2. Что происходило при осаде города?

Во время осады города начались голод и рост цен, жители осознали, что военные не могут их защитить. Пугачёв не штурмовал город, предпочитая совершать отдельные вылазки. Гринёв отмечает, что неосторожность местного начальства привела к катастрофическим последствиям для жителей.

3. О чём писала Марья Ивановна?

Марья Ивановна сообщала, что после выздоровления Швабрин насильно поселил её в своём доме, держит в заперти и угрожает выдать в штаб Пугачёва. Она не согласна на брак и просит помощи у Гринева, говоря, что у неё больше нет никого, кто мог бы её защитить. Она выиграла три дня, чтобы решить свою судьбу, и в этом времени её жизнь висит на волоске.

Глава XI. Мятежная слобода

1. Как держался Гринёв в пугачёвском стане и как вели себя пугачёвцы? Чем интересен разговор Пугачёва и Гринёва?

Гринёв в пугачёвском стане держался смело, хотя внутри чувствовал лёгкое волнение. Он выглядел уверенно и открыто, что произвело хорошее впечатление. Пугачёв, беседуя с Гринёвым, проявлял радушие и интерес, что подчеркивало его человеческую сторону, а не только образ разбойника.

2. Что значат слова Пугачёва: «Улица моя тесна; воли мне мало»?

Слова Пугачёва «Улица моя тесна; воли мне мало» отражают его амбиции быть народным царём, но также подчеркивают его зависимость от окружения. Он стремится к большей свободе, но чувствует ограничения, навязанные ему товарищами и обстоятельствами.

3. Какое значение имеет сказка Пугачёва об орле и как отреагировал на неё Гринёв? В чём смысл этого диалога?

Сказка Пугачёва об орле и вороне служит иллюстрацией его жизненной философии. Орел, выбравший свободу и высокую цену за неё, контрастирует с вороном, живущим на подачках. Для Пугачёва это пример стремления к независимости, в то время как Гринёв воспринимает её как оправдание насилия и грабежа. Диалог показывает, что их взгляды на свободу и моральные ценности диаметрально противоположны, и каждый остаётся при своём мнении.

Глава XII. Сирота

1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

В этой главе Гринёв называет Швабрина изменником, подчеркивая его предательство. Он удивлён тем, как Швабрин упал на колени перед Пугачёвым, показывая свою слабость и униженность. Этот момент символизирует переворот в их ролях: дворянин стал просить прощения у казака.

2. Почему Пугачёв решил помиловать Марью Ивановну?

Пугачёв решил помиловать Марью Ивановну, потому что она была любимой девушкой Гринева, к которому он относился с уважением. Гринев, прося о помиловании, пообещал, что вместе с Машей будет молиться за Пугачёва, что сыграло важную роль в решении. Это действие показывает, что, несмотря на свою жестокость, Пугачёв способен на проявление милосердия, особенно в отношении тех, кто ему дорог.

Глава XIII. Арест

Почему Гринёву пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

Гринёв вынужден был расстаться с Марьей Ивановной, потому что его призвали к исполнению офицерского долга и участию в войне. Это для него было вопросом чести, и он понимал, что должен выполнить свои обязательства как офицер. Несмотря на глубокие чувства к Маше, долг перед родиной и службой оказался для него приоритетом.

Глава XIV. Суд

1. По чьей вине Гринёв привлечён к суду и почему оправдан?

Гринёв оказался под судом из-за доноса Швабрина, который утверждал, что Гринёв перешёл на сторону Пугачёва и нарушил присягу. Суд оправдал его благодаря доказательствам, что он оставался верным своей клятве, в том числе благодаря помощи Марьи Ивановны, обратившейся к императрице.

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

Судьба героев сложилась благополучно: Гринёв был освобождён из-под ареста, присутствовал на казни Пугачёва и позже женился на Марье Ивановне. Они жили счастливо в Симбирской губернии и завели детей.

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

Гринёв проходит путь взросления от легкомысленного юноши до зрелого и ответственного человека. Он учится извлекать уроки из жизненных трудностей, что помогает ему стать достойным и честным. Каждое испытание становится "благим потрясением", которое формирует его личность и умение принимать обдуманные решения.

4. Как относится автор к героям? Подтвердите своё мнение цитатами из текста произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, Гринёву, Пугачёву, Маше Мироновой?

Автор относится к героям с симпатией, изображая их многогранными. Гринёв показан как реалистичный персонаж с недостатками и достоинствами. Марья Ивановна изображается как идеал женственности. Пугачёв, в свою очередь, представлен как сложная и противоречивая фигура. Пушкин с сожалением относится к восстанию, подчеркивая, что оно было вызвано социальными проблемами, и его герои вызывают у него как положительные, так и отрицательные эмоции.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка»?

Главными героями романа являются Пётр Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова и Савельич. Название "Капитанская дочка" связано с Машей, чья судьба влияет на развитие сюжета и на Гринёва.

2. Известно, что по России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов, вооружённых выступлений. Об этом знал Пушкин. Роман же посвящён народным выступлениям XVIII века. Исследователи пушкинского творчества считают, что истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы на вопросы, которые волновали поэта. Согласны ли вы с этим суждением? Можно ли в прошлом найти объяснение современным событиям?

Пушкин обращается к восстанию XVIII века, чтобы понять психологию русского бунта. Хотя между восстаниями XVIII века и холерными бунтами 1831 года нет прямой связи, изучение прошлого помогает глубже осознать современность.

3. Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачёвского восстания, он писал: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мёртвые документы словами ещё живых, но престарелых очевидцев...», затем создал научный труд «История Пугачёвского бунта».

Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина» те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачёве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.

Пушкин посетил множество мест, связанных с историей Пугачёвского восстания, включая Тверь, Москву, Казань и Оренбург. Эти поездки позволили ему собрать материал для создания правдоподобной картины эпохи и её героев.

4. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа — Пугачёве, Швабрине, Гринёве, Маше, Савельиче.

Пугачёв — сложная натура, стремящийся к свободе. Швабрин — предатель, подлый и расчетливый. Гринёв — честный и благородный, влюбленный в Машу. Маша — добрая и верная, сохраняющая любовь к Гринёву. Савельич — заботливый и преданный дядька.

5. Вспомните, какой эпиграф предпослан роману. Что хотел сказать этим автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чём её смысл?

Эпиграф "береги честь смолоду" отражает центральную тему чести и бесчестия. Концовка романа, где добро побеждает зло, символизирует надежду и торжество нравственности.

6. Какие «проверки» устраивает автор Гринёву и Швабрину на честность и на милосердие? В чём смысл четырёх встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?

Гринёв и Швабрин представляют собой антиподы. Четыре встречи раскрывают их характеры: Гринёв проявляет благородство, в то время как Швабрин демонстрирует подлость. Эти встречи показывают, как их отношения и моральные качества развиваются в кризисных ситуациях.

7. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринёв соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют сочувствие, сострадание, доброту, честность…?

Главная мысль романа заключается в сохранении гуманности и достоинства даже в тяжелые времена. Пушкин показывает, что человечность должна объединять все сословия. Герои проявляют доброту и сострадание в различных ситуациях, поддерживая друг друга и сопереживая.

1. Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачёвского бунта» Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в пушкинском тексте «Капитанской дочки» (например, рассказ отца И. А. Крылова, участника этих исторических событий)? Сравните портрет Пугачёва в романе и в «Истории Пугачёвского бунта». В чём сходство и в чём разница? Известный историк В. О. Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачёвского бунта». Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

При сопоставлении "Истории Пугачёвского бунта" с "Капитанской дочкой" видно, что многие события и документы из истории легли в основу художественного произведения. Например, отрывки о реальных командировках и судьбах людей, таких как Гринёвы, усиливают историческую достоверность. Пугачёв в обоих произведениях изображается как сложная личность, но в романе добавлены элементы субъективности, позволяющие читателю лучше понять его внутренний мир. Ключевский подчеркивал, что в "Капитанской дочке" больше истории, потому что Пушкин передает эмоциональный и человеческий аспект событий, делая их ближе к читателю. Роман становится более глубоким, демонстрируя не только факты, но и личные судьбы, которые делают историю более понятной и живой.

2. Итак, мы выяснили, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвящёнными историческим событиям. В любом произведении, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определённой эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Согласны ли вы с этим суждением? Постарайтесь на примерах произведений разных жанров одного писателя подтвердить эту точку зрения. Подготовьте сообщение по этой проблеме в письменной или устной форме.

Я согласен с мнением о том, что внимание к истории присутствует во многих произведениях. Авторы используют исторические контексты для создания атмосферы и характеристики своих героев. Например, в "Затерянном мире" Конан Дойля показаны ученые, отражающие дух своей эпохи, несмотря на фантастические элементы. В "Приключениях Шерлока Холмса" исторические факты и социальные реалии Лондона 1880-х годов обогащают сюжет, позволяя читателям лучше понять мотивы героев. История и личные судьбы тесно переплетаются, создавая более полное восприятие времени и общества. Таким образом, историзм оказывается важным элементом литературы, позволяя читателям осмыслить связь между историей и человеческими судьбами.






ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 169-178