menu
person


ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 28-168


Страница 28

1. Рассмотрите репродукции картин художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова. В чём своеобразие портретов героя на каждой из картин? Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нём? Совпадает ли ваше представление с портретами художников?

Портреты Александра Невского на репродукциях картин П. Корина, Г. Семирадского и В. Серова имеют свои особенности, и каждый художник передает разные аспекты характера и времени, в котором жил Александр Невский.

П. Корин: На этой картине Александр Невский предстает перед нами как мощный и величественный лидер. Его осанка, выразительный взгляд и широкие плечи говорят о решимости и готовности защищать Русь. Этот портрет передает образ великого русского воина и правителя, который способен вести свой народ к победам и славе.

Г. Семирадский: Здесь Александр Невский изображен суровым и непреклонным. Этот портрет отражает момент, когда Александр Невский отказывается от предложения предать православную веру. Его внешний вид выражает решимость и верность своим убеждениям. Это момент, когда он стоит на защите православия и русской культуры.

В. Серов: В этой работе Александр Невский изображен как молодой и энергичный победитель. Его осанка и уверенность взаимодействуют с радостью от победы. Этот портрет передает момент его молодости и триумфа в битве на Чудском озере.

Каждый из этих портретов подчеркивает разные качества и моменты в жизни Александра Невского. Местами они могут отличаться от того, как мы могли бы себе представлять его, читая о нем в повести. Однако каждое изображение предоставляет интересное и важное толкование этой выдающейся исторической личности.

2. Что вы знаете об исторических событиях, изображённых на картинах этих художников?

Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища (В. Серов): Картина изображает возвращение Александра Невского в Псков после победы над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году. Это событие стало известным как "Ледовое побоище". На картине мы видим Александра Невского верхом на коне, окруженного своими воинами и сопровождаемого духовенством и жителями Пскова. Эта победа была важной для Руси, так как она защитила земли Русского княжества от западных захватчиков и подчеркивала мощь русской обороны.

Александр Невский принимает папских легатов (Г. Семирадский): Картина изображает момент встречи Александра Невского с кардиналами папы Римского Иннокентия IV. Послы привезли папскую грамоту с предложением перейти в католическую веру, обещая поддержку Запада. На картине видно, как Александр Невский отвергает предложение кардиналов, подчеркивая свою верность православной вере и русской традиции. Этот момент подчеркивает его непоколебимость в вере и решимость защищать православие.

Александр Невский (П. Корин): Этот портрет Александра Невского более обобщенный и символичный. Художник передает его как защитника Руси и верного христианина. Здесь он изображен монументально и величественно, олицетворяя Россию и ее силу. Несмотря на отсутствие конкретного события, этот портрет подчеркивает его важную роль в истории Русской земли.

Страница 58

Недоросль

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?

Комедия "Недоросль" начинается сценой с портным Тришкой, вероятно, чтобы сразу погрузить читателя или зрителя в атмосферу дома Простаковых и представить основных персонажей. Сцена с портным позволяет показать отношения и характеры героев через их общение с подчиненными.

Из первого действия мы узнаем многое о жизни в доме Простаковых:

Госпожа Простакова обладает жестоким характером, она не уважает и не ценит своих слуг и крестьян, рассматривая их как скот.
Хозяйка дома проявляет жестокость и беспардонность, не жалея даже старую нянюшку, которая служит верой и правдой этой семье.
Господин Простаков пассивен и бесхарактерен, поддакивая жене и не имея своего мнения.
Сынок Простаковых интересуется только едой и полностью зависим от матери.
Единственной положительной фигурой в этом доме является Софья, которая выделяется чистотой образа, умом и сообразительностью. Её появление в семье может приносить радость и свежесть в этой мрачной обстановке.
Дом Простаковых олицетворяет жестокость, ложь и корысть, отсутствие любви и уважения друг к другу. Эта семья является карикатурой зажиточного общества той эпохи, где ценности и нравственные принципы были искажены.

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвёртого действия? Какими средствами пользуется автор для создания этой характеристики?

Отношения между людьми в доме Простаковых в комедии "Недоросль" сложны и напряжены. Супруги Простаковы постоянно ссорятся и конфликтуют друг с другом. Госпожа Простакова проявляет яркую жестокость и агрессию, обижая мужа и ругаясь с ним. Её ругательства и оскорбления звучат в доме на постоянной основе. Господин Простаков, с другой стороны, является бесхарактерным и поддакивающим мужем, который не способен сдерживать жену и взаимодействует с ней с излишней послушностью.

Софья, выделяется среди персонажей комедии. Она обладает ясным умом и образованием, и её поведение стоит в контрасте с агрессивным и грубым характером родителей. Её стремление улучшить свое положение и выйти замуж за Митрофана делает её более целеустремленной и хитрой, но в то же время она выглядит как наиболее разумный и благоразумный персонаж в этой семье.

Автор создаёт эту характеристику персонажей с помощью диалогов, монологов и сцен, где проявляются их характеры и взаимоотношения. Ругательства и конфликты между супругами Простаковыми наглядно демонстрируют их напряженные отношения, а характеристики Софьи подчёркивают её яркую индивидуальность и разумность.

Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

Я согласен с этой интерпретацией сцены экзамена в комедии "Недоросль". В данной сцене действительно происходит столкновение истинного просвещения, представленного Митрофаном, и воинствующего невежества, представленного Правдиным и Стародумом.

Митрофан демонстрирует свои знания, которые, на самом деле, оказываются крайне ограниченными и ошибочными. В этом контексте его "просвещение" выглядит нелепым и недостойным. С другой стороны, Правдин и Стародум являются символами общественной лицемерности и воинствующего невежества. Они поддерживают Митрофана не потому, что верят в его образованность, а потому, что это модно и престижно. Они не желают видеть и исправлять его ошибки, так как сами являются невежественными и лишены истинного просвещения.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии её персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?

Указание в афише на Простакову как "жену господина Простакова" и несоответствие этого обозначения тому, как персонажи сами себя характеризуют в комедии ("сестрин брат", "женин муж", "матушкин сын"), может быть объяснено несколькими факторами:

Творческая индивидуальность автора: Фонвизин, как автор, мог вводить такие элементы и диалоги, которые ему казались интересными и смешными. В этом случае, подобные характеристики персонажей могли использоваться для создания комической ситуации и подчёркивания их недоразвитости.

Традиции комедии: В комедиях того времени, включая произведения Фонвизина, часто использовались комические приёмы и игры слов. Такие характеристики персонажей могли быть введены для усиления комического эффекта и смешных сцен.

Социокультурный контекст: Комедии Фонвизина были написаны в эпоху царствования Екатерины II, и они отражали нравы и обычаи того времени. В социальных отношениях и общественных нормах того времени были свои особенности, и комедии могли высмеивать или перекручивать эти особенности для юмористического эффекта.

Что касается того, почему полным хозяином поместья стала Простакова, это также может быть обусловлено социокультурными особенностями времени. В российском обществе 18 века могли существовать домашние динамики, где женщина, как жена или мать, могла иметь значительное влияние на управление домом, даже если она не была официальным главой семьи. Это могло быть связано с тем, что женщины в то время могли управлять домашним хозяйством и внутренними делами, в то время как мужчины были более заняты внешними делами или владением имуществом.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных — беззаконно»)?

Развитие конфликта в комедии "Недоросль" отражает основную идею произведения, которая связана с противопоставлением просвещения и нравственности одной стороны (положительных персонажей) и невежества, произвола и безнравственности другой стороны (отрицательных персонажей). Давайте рассмотрим этот конфликт более подробно:

Завязка конфликта: Конфликт начинается с появления Стародума и Правдина в доме Простаковых. С этого момента начинаются столкновения разных взглядов и мировоззрений. Госпожа Простакова и её сын относятся к Стародуму и Правдину как к "сумасшедшим", не понимающим "правил" и "порядка" дома.

Развитие конфликта: В течение пьесы мы видим, как конфликт между образованными и непросвещенными персонажами усиливается. Простакова и её соратники пытаются подавить и уничтожить идеи и образованный образ жизни Стародума, Правдина и Софьи. Они используют свою власть и авторитет, чтобы угнетать и уничтожать "недорослей". Однако положительные персонажи не сдаются и продолжают пропагандировать идеи просвещения.

Кульминация и разрешение конфликта: Кульминацией конфликта становится экзамен Митрофана, на котором отрицательные персонажи надеются уничтожить репутацию Стародума и Правдина. Однако на этом экзамене происходит победа просвещения и разоблачение нравственной пустоты Простаковых и их сторонников. Это разрешение конфликта подчеркивает идею комедии о том, что угнетать рабством себе подобных — беззаконно. Происходит своеобразное моральное и интеллектуальное поражение отрицательных персонажей.

5. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?

Языковая сложность: Тексты старых комедий написаны на языке, который может быть незнаком современным читателям. В них могут встречаться устаревшие слова, фразеологизмы и выражения, а также особенности структуры предложений и диалогов. Это может затруднить понимание текста.

Культурные и исторические отсылки: Многие старые комедии содержат отсылки к историческим событиям, обычаям и культурным особенностям своего времени. Для современных читателей эти отсылки могут быть непонятными.

Сложности в понимании юмора: Юмор в старых комедиях часто основан на игре слов, ситуационных шутках и сарказме. Современные читатели могут не всегда улавливать эти элементы юмора.

Сегодня "Недоросль" интересен нам не только как литературное произведение, но и как источник для изучения исторической и культурной среды России XVIII века. Это важное социокультурное наследие, которое позволяет нам погрузиться в прошлое и понять, каким образом образованные люди того времени выражали свои взгляды на социальные и моральные вопросы.

Кроме того, "Недоросль" остается актуальным и сегодня, так как его тема просвещения и борьбы за знания всегда актуальна. Времена меняются, но идеал просвещенного общества, где образование ценится и доступно каждому, остается важным и в современном мире.

6. Прочитайте самостоятельно явление VIII четвёртого действия и ответьте на вопросы. Что высмеивает Фонвизин? Как «выучен» Митрофан? Почему комедия называется «Недоросль»?

Страница 60-61

1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?

Классицизм в литературе и искусстве был характерен своими собственными правилами и законами, которые стремились подражать античным образцам и соблюдать гармонию и порядок. Вот основные принципы и правила классицизма:

Подражание античности: Классицизм стремился к подражанию древнегреческой и древнеримской литературе, философии и искусству. Он ценил высокие образцы античной литературы, такие как Гомер, Вергилий и Гораций.

Порядок и симметрия: Классицизм подчеркивал важность порядка и симметрии в искусстве и литературе. Произведения должны были иметь четкую структуру, стройную композицию и сбалансированный стиль.

Избегание чрезмерной страсти и эмоций: Классицизм придавал большое значение умеренности и воздержанности в выражении чувств. Он предпочитал спокойный и уравновешенный стиль.

Использование классических жанров: Классицизм соблюдал классические литературные жанры, такие как эпос, трагедия, комедия и оды. Каждый жанр имел свои собственные правила и характерные черты.

Уважение к моральным нормам и образованию: Классицизм подчеркивал важность моральных уроков и образования в литературных произведениях. Ценности добродетели и разума были в центре внимания.

Ясность и язык: Классицизм старался избегать сложного и непонятного стиля. Он ценил четкость и ясность выражения, стремясь сделать произведения доступными широкой аудитории.

2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?

3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского: «В комедии „Недоросль“ автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание...

Данное высказывание П. А. Вяземского о комедии "Недоросль" можно считать довольно точным. Пьеса Фонвизина действительно высмеивает невежество и недостатки воспитания в российском обществе того времени. Главным образом, пьеса поднимает вопросы нравственности, образования и культуры.

4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?


С точки зрения П. А. Вяземского, положительные герои в комедии "Недоросль" Фонвизина получились менее художественно убедительными по нескольким причинам:

Характеризация героев: Отрицательные персонажи, такие как госпожа Простакова и её окружение, имеют более выразительные и яркие черты характера. Их недостатки и пороки выражены ярко и карикатурно, что делает их образы более запоминающимися и яркими. В то время как положительные персонажи, как Стародум и Софья, могли показаться менее выразительными, так как их характеры более сдержанны и ближе к образам образованных и нравственных людей.

Сатирическая цель: Фонвизин стремился высмеивать негодяйство, пороки и нравственную деградацию в обществе своего времени. Для достижения этой цели он создал яркие и аморальные образы отрицательных героев, чтобы подчеркнуть их негодность. Положительные персонажи, напротив, служили контрастом и иллюстрировали, какими должны быть истинно образованные и нравственные люди. Это могло сделать их образы менее драматичными и художественно менее выразительными.

Цель комедии: "Недоросль" была написана Фонвизиным как комедия, и цель комедии - развлечь и вызвать смех у зрителей. Для достижения этой цели, Фонвизин создал множество комических ситуаций и диалогов, в которых отрицательные персонажи играют более активную и забавную роль. Это могло привести к восприятию положительных персонажей как менее забавных и менее художественно привлекательных.

5. Прокомментируйте мнение русского историка В. О. Ключевского из его размышления «Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы)»: «Можно без риска сказать, что Недоросль...

Мнение русского историка В. О. Ключевского о комедии "Недоросль" Фонвизина представляет собой интересный взгляд на это произведение. В своих размышлениях он замечает, что "Недоросль" является не только комедией, но и историческим документом, который может отражать определенные аспекты общественной жизни и нравов в России эпохи правления Екатерины II.

Ключевский отмечает, что комедия Фонвизина в некотором смысле представляет собой критику нравственного и образовательного уровня дворянства того времени. Он считает, что образы отрицательных героев, таких как госпожа Простакова и её окружение, ярко демонстрируют нравственное и интеллектуальное недоразвитие части общества. В этом контексте комедия может рассматриваться как своеобразное зеркало, отражающее те недостатки и пороки, которые присущи были эпохе.

Ключевский также обращает внимание на образ Стародума и Софьи, которые выступают в комедии как положительные персонажи, образованные и нравственные люди. Он видит в них символы просвещения и развития, которые противостоят невежеству и порокам общества.

6. По каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям?

Данное произведение проявляет многие характерные черты классицизма, включая:

Единство места, времени и действия: Действие комедии происходит в усадьбе помещицы Простаковой и ограничено одним днем. Это создает четкую структуру и концентрирует внимание на основном конфликте.

Четкое деление персонажей: В "Недоросли" персонажи ярко делятся на отрицательных (госпожа Простакова и её окружение) и положительных (Стародум, Софья и другие, выступающие против общественных пороков).

Подчинение жанру: Комедия Фонвизина строго следует конвенциям жанра, представляя комические ситуации, конфликты и разрешение, что характерно для классической комедии.

Гармония содержания и формы: Произведение балансирует между смехом и критикой, представляя яркие образы и тщательно выстроенный сюжет, что также соответствует классическим принципам гармонии в искусстве.

Использование стандартных образов и архетипов: Герои комедии представляют типичные черты общества того времени, что характерно для классицизма, стремящегося отображать универсальные истины и качества.

Страница 64

Пушкин

1. Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены?

Александр Пушкин действительно проявил живой интерес к истории в своих произведениях. Его отношение к истории можно охарактеризовать как уважительное и критическое одновременно. Он был глубоко увлечен историей России и мировой историей, и эта страсть к истории нашла своё выражение в его произведениях.

Несколько известных произведений Пушкина, посвященных историческим событиям и личностям:

"Песня о вещем Олеге" - поэма, в которой Пушкин изучает летописные источники и создает литературное произведение о древнерусском князе Олеге.

"Полтава" - поэма о событиях Северной войны и битве при Полтаве, в которой центральное место занимает образ Петра I.

"Медный всадник" - поэма о наводнении 1824 года в Санкт-Петербурге, в которой Пушкин обращается к историческим событиям и вопросам власти.

"Капитанская дочка" - роман, посвященный событиям пугачевского бунта в России в XVIII веке, а также личности императрицы Екатерины II.

В этих произведениях Пушкин обращается к различным аспектам истории: древнерусской истории, военным конфликтам, судьбам и личностям исторических лидеров. Его работы часто сочетают в себе историческую точность и художественное мастерство, что делает их интересными как для историков, так и для литературных критиков и читателей.

2. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»?

Это высказывание подчеркивает важность гордиться и уважать наследием и славой своих предков. Оно отражает идею, что знание и уважение к истории и достижениям предков являются частью культурного и духовного наследия, которое должно быть сохранено и передано будущим поколениям.

Гордость за достижения и славу предков может стать источником вдохновения и мотивации для современных людей. Это также способ подчеркнуть связь между прошлым и настоящим, что может помочь лучше понимать и ценить свою культуру и историю.

3. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, — пишет литературовед Л. Фризман, — умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова?

Эти слова Л. Фризмана подчеркивают важность искусства передачи исторической действительности в литературе так, чтобы она казалась живой и подлинной. Это означает, что великие писатели, такие как Шекспир, Гёте, Скотт и Пушкин, обладали уникальным даром оживлять прошлые эпохи и исторические персонажи в своих произведениях таким образом, что читатели или зрители могли ощутить, что они присутствуют внутри этой истории, переживая её вместе с героями.

4. В каком произведении, изученном вами в седьмом классе, Пушкин рассказывает об одном из событий Древней Руси и отталкивается при этом от летописного источника? Расскажите об этом.

"Песнь о вещем Олеге" - это одно из наиболее известных произведений Пушкина, в котором он обращается к исторической теме. Он описывает славные подвиги киевского князя Олега и его героическую гибель, связанную с его преданностью своему коню. Пушкин, будучи страстным любителем русской истории и литературы, обращается к древнерусской летописи и создаёт эту поэму, чтобы прославить древние русские традиции и героев.

В "Песни о вещем Олеге" Пушкин придаёт образу князя Олега эпический характер и использует множество архаичных выражений, чтобы создать атмосферу древности и подчеркнуть важность этого исторического события. Он также обращается к теме преданности и верности, что делает произведение более глубоким и значимым.

5. В каком из произведений поэта идёт диалог двух героев в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чём они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идёт речь и с какой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки?

Диалог двух героев в келье Чудова монастыря, о котором идет речь, происходит в пьесе "Борис Годунов" Александра Пушкина. Героями этого диалога являются Григорий Отрепьев, который стал известным как Лжедмитрий I, и старый монах-летописец Пимен.

В этом диалоге Григорий Отрепьев расспрашивает Пимена о судьбе царевича Дмитрия, который якобы был его ровесником. Григорий узнает о том, как Дмитрий был убит, и решает выдать себя за спасшегося царевича с целью завоевать трон России.

В контексте труда "усердного, безымянного", упомянутого в этом диалоге, имеется в виду написание летописей. В те времена летописи не подписывались авторами, поэтому они были "безымянными". Пимен занимается написанием летописей, чтобы передать правдивую историческую информацию будущим поколениям.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 28-168