menu


ГДЗ по литературе 8 класс Коровина, Журавлев Страница 185-191




Страница 185

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Дмитрий Мережковский. «Родное»

Вы уже знаете, что Дмитрий Мережковский эмигрировал из России в первые годы революции, но, как все эмигранты первой волны, испытывал ностальгию. Свою любовь к России он выразил в стихотворении «Родное».

1. Какой же представляется поэту родина: «шорох свежего листа», «родимые печальные места», «гул однообразных сосен», «белые, сыпучие пески», «в полях затишье, полное тоски»?

Здесь — тише радость и спокойней горе,

Живёшь как в милом и безгрешном сне,

И каждый миг, подобно капле в море,

Теряется в бесстрастной тишине.

Какие чувства возникают у вас при чтении и прослушивании этого стихотворения?

В стихотворении "Родное" родина представлена в основном через образы природы и ощущения, которые она вызывает у поэта. Он описывает знакомые места, наполненные унынием и тоской: шум сосен, белые пески, затишье в полях. Эти образы создают атмосферу грусти и ностальгии, отражая эмоциональную связь поэта с его родиной.

2. Усиливаются ли эти чувства благодаря чтению актрисы Алины Покровской и музыке Н. А. Римского-Корсакова? Что нового, не замеченного вами при чтении стихотворения вы услышали в голосе актрисы и в музыке?

3. Назовите эпитеты и сравнения, передающие настроение печали, а затем умиротворения. Как композиционно осуществляется переход от печальных картин и интонаций к утверждению мудрого спокойствия и жизнелюбия?

Эпитеты и сравнения, передающие настроение печали:

"печальные места"
"глубокое молчанье"
"полное тоски"
"робкие, беспомощные слезы"
Эпитеты и сравнения, передающие настроение умиротворения:

"тише радость и спокойней горе"
"милый и безгрешный сон"
"каждый миг, подобно капле в море"
"бесстрастная тишина"
Композиционно переход от печальных картин к утверждению спокойствия и жизнелюбия осуществляется через противопоставление образов и эмоциональных переживаний. Первая часть стихотворения описывает уныние и тоску, вызванные воспоминаниями о родине. Вторая часть подчеркивает спокойствие и умиротворение, которые находятся внутри самого поэта, несмотря на ностальгию и грусть.

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и прочитайте его в классе.

Страница 187

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Николай Заболоцкий. «Вечер на Оке»

Стихотворение «Вечер на Оке» — поэтический гимн родной природе. Текст этого стихотворения вы прочитали, пережили своё личное восприятие лирической картины. А теперь послушайте это стихотворение в актёрском исполнении.

1. Отметьте в стихотворении слова и словосочетания, передающие волшебство, чарующую красоту и величие изображённой картины.

В стихотворении "Вечер на Оке" Николай Заболоцкий использует ряд слов и словосочетаний, передающих волшебство, чарующую красоту и величие изображенной картины:

"очарованье русского пейзажа"
"подлинная радость"
"тайнственно блеснет"
"загорится влажно и светло"
"огонь"
"нежный том огне"
"множество диковин"
"живые черты"
Эти слова и фразы помогают создать образ вечера на берегах реки, который полон магии, загадки и красоты.

3. Что вам понравилось в чтении Алины Покровской? Усиливает ли поэтическое очарование пейзажа музыка Эдварда Грига?

В чтении Алиной Покровской прослеживается передача эмоций и образности текста. Ее интонации и акценты позволяют ощутить тонкую гармонию между словами, создавая атмосферу загадочности и величия пейзажа. Музыка Эдварда Грига дополняет эмоциональное воздействие стихотворения, подчеркнув его лиричность и красоту. Григовская музыка соответствует настроению стихотворения и может усилить его волшебство, добавив глубину и мелодичность.

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и прочитайте его в классе.

Страница 189

1. В стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок» поэт широко использует эпитеты, метафоры, сравнения, необычные сочетания слов, звукопись. Постарайтесь вернуться к каждой строфе и осмыслить поэтические находки Н. А. Заболоцкого.

Эпитеты:

"голубые подснежники" - придают особую красоту и нежность весенним цветам.
"поля затоплены" - описывает изобилие воды после таяния снега.
"роща березовая" - создает образ весеннего леса.
Метафоры и сравнения:

"как бабочки листья захлопали" - описывает движение листьев ветра, сравнивая его с летучими насекомыми.
"наш первый весенний певец из березовой консерватории" - олицетворяет скворца, сравнивая его с музыкантом, который первым начинает петь весенние песни.
Необычные сочетания слов:

"запрокинься головкою розовой" - описывает движение птицы, поднимающей голову вверх, сравнивая ее с цветком.
Звукопись:

"литавры и бубны истории" - создает образ звуков и шумов исторических событий, что придает стихотворению торжественность и глубину.

2. Покажите, как поэт олицетворяет весну и природу, делает её живой, подобной человеческому существу и вместе с тем придаёт всему описанию философскую глубину содержания.

Поэт олицетворяет весну и природу, делая их живыми и сопричастными человеческому существу, а также придает философскую глубину содержанию:
Весна олицетворена как живой субъект, который активно взаимодействует с окружающим миром, пробуждая его ото сна и придающий ему новую жизнь.
Природа представлена как живое существо, способное чувствовать и реагировать на окружающую обстановку, а также взаимодействовать с человечеством.
Поэт выражает свою философскую концепцию о взаимосвязи человека с природой и о единстве всего мира, что придает стихотворению глубину и смысл.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Николай Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок»

1. Как помогает музыка К. Дебюсси почувствовать разнообразие поэтических красок в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»?

2. Как вам кажется, какова разница в чтении стихотворений Николая Заболоцкого Алиной Покровской и Сергеем Сазонтьевым? Чьё чтение вам ближе? Почему?

1. Как вы объясните начало стихотворения Н. А. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

Начало стихотворения "Вечер на Оке" Н.А. Заболоцкого описывает особую радость и очарование, которые возникают при contemplation русского пейзажа. Однако эта радость не доступна всем, так как она требует особого восприятия и чувствительности к красоте природы. Даже художнику может быть непросто увидеть эту подлинную радость, если его восприятие затемнено повседневными заботами и обременениями.

2. Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснёт»? Почему поэт вводит для её описания характерные для живого существа черты: «вздохнут леса»; «грудь реки приникнет к небосводу»? Что этим достигается? Какие тропы использует поэт?

Когда "вечерний луч таинственно блеснет", происходит преображение природы. Леса вздохнут и река проникает к небу, словно дыша. Поэт использует олицетворение, представляя природу как живое существо, которое реагирует на приход вечера. Это придает стихотворению живость и глубину, а также позволяет читателю лучше понять эмоциональную реакцию поэта на природу.

3. С кем ведёт диалог поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»? В чём его смысл?

В стихотворении "Уступи мне, скворец, уголок" поэт ведет диалог со скворцом, который олицетворяет весну и природу. Поэт просит у скворца место в его уголке, чтобы также насладиться красотой и весенней природой.

4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?

Для поэта открывается картина мира, полная красоты и великолепия природы. В природе происходит преображение, описанное в стихотворении "Вечер на Оке", которое наполняет поэта радостью и восхищением.

5. Какие приёмы использует поэт в следующих предложениях: И свистит, и бормочет весна; По колено затоплены тополи. / Пробуждаются клёны от сна; Ты — наш первый весенний певец / Из берёзовой консерватории; Охватило всю душу сиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.

Олицетворение: "Природа смотрит как бы с неохотой".
Метафоры: "Обыденности плотная завеса с ее красот мгновенно упадет".
Эпитеты: "вздохнут леса, опущенные в воду".
Сравнения: "как будто под руками ювелира".
Гипербола: "множество диковин в его живых чертах распознаешь".

6. Прислушайтесь к звучанию стихотворных строк. Какие из них сочетанием звуков напоминают пение скворца?

Некоторые строки стихотворения, такие как "И свистит, и бормочет весна" или "Полыхая по небу восторгами", напоминают звучание пения скворца за счет сочетания звуков и ритма, создающих ассоциации с природными звуками весны.






ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 2 Страница 185-191