Страница 185
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Дмитрий Мережковский. «Родное»
Вы уже знаете, что Дмитрий Мережковский эмигрировал из России в первые годы революции, но, как все эмигранты первой волны, испытывал ностальгию. Свою любовь к России он выразил в стихотворении «Родное».
1. Какой же представляется поэту родина: «шорох свежего листа», «родимые печальные места», «гул однообразных сосен», «белые, сыпучие пески», «в полях затишье, полное тоски»?
Здесь — тише радость и спокойней горе,
Живёшь как в милом и безгрешном сне,
И каждый миг, подобно капле в море,
Теряется в бесстрастной тишине.
Какие чувства возникают у вас при чтении и прослушивании этого стихотворения?
В стихотворении "Родное" родина представлена в основном через образы природы и ощущения, которые она вызывает у поэта. Он описывает знакомые места, наполненные унынием и тоской: шум сосен, белые пески, затишье в полях. Эти образы создают атмосферу грусти и ностальгии, отражая эмоциональную связь поэта с его родиной.
2. Усиливаются ли эти чувства благодаря чтению актрисы Алины Покровской и музыке Н. А. Римского-Корсакова? Что нового, не замеченного вами при чтении стихотворения вы услышали в голосе актрисы и в музыке?
3. Назовите эпитеты и сравнения, передающие настроение печали, а затем умиротворения. Как композиционно осуществляется переход от печальных картин и интонаций к утверждению мудрого спокойствия и жизнелюбия?
Эпитеты и сравнения, передающие настроение печали:
"печальные места" "глубокое молчанье" "полное тоски" "робкие, беспомощные слезы" Эпитеты и сравнения, передающие настроение умиротворения:
"тише радость и спокойней горе" "милый и безгрешный сон" "каждый миг, подобно капле в море" "бесстрастная тишина" Композиционно переход от печальных картин к утверждению спокойствия и жизнелюбия осуществляется через противопоставление образов и эмоциональных переживаний. Первая часть стихотворения описывает уныние и тоску, вызванные воспоминаниями о родине. Вторая часть подчеркивает спокойствие и умиротворение, которые находятся внутри самого поэта, несмотря на ностальгию и грусть.
4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и прочитайте его в классе.
Страница 187
Николай Заболоцкий. «Вечер на Оке»
Стихотворение «Вечер на Оке» — поэтический гимн родной природе. Текст этого стихотворения вы прочитали, пережили своё личное восприятие лирической картины. А теперь послушайте это стихотворение в актёрском исполнении.
1. Отметьте в стихотворении слова и словосочетания, передающие волшебство, чарующую красоту и величие изображённой картины.
В стихотворении "Вечер на Оке" Николай Заболоцкий использует ряд слов и словосочетаний, передающих волшебство, чарующую красоту и величие изображенной картины:
"очарованье русского пейзажа" "подлинная радость" "тайнственно блеснет" "загорится влажно и светло" "огонь" "нежный том огне" "множество диковин" "живые черты" Эти слова и фразы помогают создать образ вечера на берегах реки, который полон магии, загадки и красоты.
3. Что вам понравилось в чтении Алины Покровской? Усиливает ли поэтическое очарование пейзажа музыка Эдварда Грига?
В чтении Алиной Покровской прослеживается передача эмоций и образности текста. Ее интонации и акценты позволяют ощутить тонкую гармонию между словами, создавая атмосферу загадочности и величия пейзажа. Музыка Эдварда Грига дополняет эмоциональное воздействие стихотворения, подчеркнув его лиричность и красоту. Григовская музыка соответствует настроению стихотворения и может усилить его волшебство, добавив глубину и мелодичность.
Страница 189
1. В стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок» поэт широко использует эпитеты, метафоры, сравнения, необычные сочетания слов, звукопись. Постарайтесь вернуться к каждой строфе и осмыслить поэтические находки Н. А. Заболоцкого.
Эпитеты:
"голубые подснежники" - придают особую красоту и нежность весенним цветам. "поля затоплены" - описывает изобилие воды после таяния снега. "роща березовая" - создает образ весеннего леса. Метафоры и сравнения:
"как бабочки листья захлопали" - описывает движение листьев ветра, сравнивая его с летучими насекомыми. "наш первый весенний певец из березовой консерватории" - олицетворяет скворца, сравнивая его с музыкантом, который первым начинает петь весенние песни. Необычные сочетания слов:
"запрокинься головкою розовой" - описывает движение птицы, поднимающей голову вверх, сравнивая ее с цветком. Звукопись:
"литавры и бубны истории" - создает образ звуков и шумов исторических событий, что придает стихотворению торжественность и глубину.
2. Покажите, как поэт олицетворяет весну и природу, делает её живой, подобной человеческому существу и вместе с тем придаёт всему описанию философскую глубину содержания.
Поэт олицетворяет весну и природу, делая их живыми и сопричастными человеческому существу, а также придает философскую глубину содержанию: Весна олицетворена как живой субъект, который активно взаимодействует с окружающим миром, пробуждая его ото сна и придающий ему новую жизнь. Природа представлена как живое существо, способное чувствовать и реагировать на окружающую обстановку, а также взаимодействовать с человечеством. Поэт выражает свою философскую концепцию о взаимосвязи человека с природой и о единстве всего мира, что придает стихотворению глубину и смысл.
Николай Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок»
1. Как помогает музыка К. Дебюсси почувствовать разнообразие поэтических красок в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»?
2. Как вам кажется, какова разница в чтении стихотворений Николая Заболоцкого Алиной Покровской и Сергеем Сазонтьевым? Чьё чтение вам ближе? Почему?
1. Как вы объясните начало стихотворения Н. А. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?
Начало стихотворения "Вечер на Оке" Н.А. Заболоцкого описывает особую радость и очарование, которые возникают при contemplation русского пейзажа. Однако эта радость не доступна всем, так как она требует особого восприятия и чувствительности к красоте природы. Даже художнику может быть непросто увидеть эту подлинную радость, если его восприятие затемнено повседневными заботами и обременениями.
2. Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснёт»? Почему поэт вводит для её описания характерные для живого существа черты: «вздохнут леса»; «грудь реки приникнет к небосводу»? Что этим достигается? Какие тропы использует поэт?
Когда "вечерний луч таинственно блеснет", происходит преображение природы. Леса вздохнут и река проникает к небу, словно дыша. Поэт использует олицетворение, представляя природу как живое существо, которое реагирует на приход вечера. Это придает стихотворению живость и глубину, а также позволяет читателю лучше понять эмоциональную реакцию поэта на природу.
3. С кем ведёт диалог поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»? В чём его смысл?
В стихотворении "Уступи мне, скворец, уголок" поэт ведет диалог со скворцом, который олицетворяет весну и природу. Поэт просит у скворца место в его уголке, чтобы также насладиться красотой и весенней природой.
4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?
Для поэта открывается картина мира, полная красоты и великолепия природы. В природе происходит преображение, описанное в стихотворении "Вечер на Оке", которое наполняет поэта радостью и восхищением.
5. Какие приёмы использует поэт в следующих предложениях: И свистит, и бормочет весна; По колено затоплены тополи. / Пробуждаются клёны от сна; Ты — наш первый весенний певец / Из берёзовой консерватории; Охватило всю душу сиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.
Олицетворение: "Природа смотрит как бы с неохотой". Метафоры: "Обыденности плотная завеса с ее красот мгновенно упадет". Эпитеты: "вздохнут леса, опущенные в воду". Сравнения: "как будто под руками ювелира". Гипербола: "множество диковин в его живых чертах распознаешь".
6. Прислушайтесь к звучанию стихотворных строк. Какие из них сочетанием звуков напоминают пение скворца?
Некоторые строки стихотворения, такие как "И свистит, и бормочет весна" или "Полыхая по небу восторгами", напоминают звучание пения скворца за счет сочетания звуков и ритма, создающих ассоциации с природными звуками весны.