Страница 118
СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН
Лев Ошанин. «Дороги»
1. Чем отличается чтение актёра от исполнения песни? Как проявляются чувства исполнителей при чтении стихотворения и исполнении песни?
Чтение актёра передаёт смысл и настроение через интонацию, темп и паузы, тогда как исполнение песни усиливает эмоциональное воздействие за счёт мелодии. В песне чувства становятся глубже благодаря музыке, тембру голоса, а также смене ритма, что помогает сильнее прочувствовать тревогу, боль и надежду.
2. Какова доля солдата? Почему нельзя позабыть эти дороги? Понравилось ли вам исполнение Ларисы Казаковой и Николая Лазарева? Чем? Какие слова и почему повторяются в песне.
Доля солдата — тяжёлая и неопределённая. Он не знает, что ждёт его впереди: возможно, гибель в бою или возвращение домой. Эти дороги нельзя забыть, потому что они наполнены болью, потерями и подвигами. Исполнение Ларисы Казаковой и Николая Лазарева передаёт грусть, скорбь и силу духа военных лет. В песне повторяются слова «Эх, дороги… Пыль да туман…», подчёркивая бесконечный путь, усталость и опасность, с которой сталкивались солдаты.
3. Как вы понимаете строки:
Знать не можешь
Доли своей...Может, крылья сложишь
Посреди степей.
А кругом земля дымится,
Чужая земля.
Строки «Знать не можешь доли своей… Может, крылья сложишь посреди степей» говорят о неопределённости судьбы солдата: он не знает, вернётся ли живым. «А кругом земля дымится, чужая земля» передаёт образ войны: пожары, разрушения, кровь и то, что бой идёт на чужой земле, где всё вокруг враждебно и опасно.
4. Постарайтесь вместе с друзьями подготовить исполнение этой песни.
Страница 119
ЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН
Алексей Фатьянов. «Соловьи»
1. Почему солдатам стало не до сна?
Весна пришла даже на фронт, но солдаты не могут уснуть не только из-за разрывов снарядов, но и из-за пения соловьёв. Эти звуки напоминают им о доме, о родных местах, о мирной жизни, которая кажется далёкой.
2. Что вспоминается солдату перед боем?
Перед боем солдат думает о родном доме, о зелёном саде у пруда, где он раньше слышал соловьиные трели. Эти воспоминания полны тоски и надежды на возвращение.
3. Почему автор просит соловьёв не тревожить солдат?
Песня соловьёв вызывает у бойцов сильные чувства — они вспоминают свою мирную жизнь, родных, отчий дом. Впереди тяжёлый бой, и солдатам нужен хоть короткий отдых, но мысли о доме не дают покоя.
4. Какие интонации преобладают в стихотворении, прочитанном актрисой, и в песне? Какие чувства и настроения выражены сильнее в чтении стихотворения, а какие — в исполнении песни?
При чтении стихотворения преобладают задумчивые, грустные и тревожные интонации, подчёркивающие переживания солдат. В песне же появляется лёгкость и мелодичность, которые передают мечтательность и надежду на мир.
5. Что в наибольшей степени способствует музыкальности текста — рифмы, ритм, повторы?
Музыкальность стихотворения создаётся за счёт плавного ритма, напевной рифмы и повторяющихся строк «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». Они делают текст мелодичным, легко запоминающимся и эмоционально насыщенным.
Страница 122
1. Стихотворения и песни о войне — это выражение тревоги, горечи, сожаления, страдания. Подумайте, какую тему затрагивает каждая из песен.
Песня «Соловьи» говорит о тоске по родине, о солдатских мечтах и надеждах. «Дороги» передаёт трудности фронтовой жизни, боль потерь, горечь разлуки. Обе песни посвящены теме военных испытаний, разлуки с домом, но в каждой есть мотив надежды.
2. Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о поте рях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат? Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
В стихах и песнях отражены боль утрат, героизм солдат, их мечты о возвращении домой. Они передают страх, мужество, тоску по семье. Народные и фронтовые песни сближает искренность, простота, напевность, душевная глубина.
3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? Прочитайте или напойте их. Какие из них вы раньше слышали дома, по радио, на концертах? Какая из них вошла в фильм? Как он называется?
Военные песни наполнены грустью, надеждой, мужеством. Многие известные композиции звучали в кино. Например, «Смуглянка» вошла в фильм «В бой идут одни старики», а «Темная ночь» — в «Два бойца».
Твардовский
Страница 124
1. Какие произведения Твардовского вам известны? Расскажите о них и о том, что вы знаете о жизни писателя.
Александр Твардовский – известный советский поэт, особенно прославившийся благодаря поэме «Василий Тёркин». В этом произведении он показал образ простого солдата, его юмор, стойкость и любовь к жизни. Кроме того, Твардовский написал поэмы «Тёркин на том свете» и «За далью — даль», а также произведение «Дом у дороги», где говорится о судьбе людей в годы войны.
Родился Твардовский в 1910 году, его семья была раскулачена, что наложило отпечаток на его взгляды. В годы Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, был редактором журнала «Новый мир» и поддерживал талантливых писателей, нередко вступая в конфликт с властями.
2. Каково отношение Твардовского к истории нашей страны?
История России занимала важное место в творчестве поэта. Он с уважением относился к судьбе народа, понимал его страдания и героизм. В его произведениях показаны не только подвиги, но и трудности, с которыми сталкивались люди. Твардовский писал о войне без прикрас, с любовью к солдатам, но без пафоса. Он считал, что память о прошлом важна, но ещё важнее – говорить правду.
3. Что рассказывает литературовед А. Гришунин о художественных особенностях поэмы «Василий Тёркин» — рифме, языке, героях? Читая текст Твардовского, отметьте примеры, подтверждающие наблюдения литературоведа.
А. Гришунин отмечает, что язык поэмы простой и разговорный, но при этом яркий. В ней много героев – и военных, и мирных людей, что делает произведение народным. Рифма лёгкая, часто используется аллитерация, а сама поэма ритмичная и мелодичная.
Например, в строках: "Смерть не страшна для солдата, Если смерть ему в бою!"
Мы видим простоту и афористичность речи. А образность проявляется, например, в сценах боя или воспоминаниях о мирной жизни. Твардовский добивается выразительности с помощью коротких, метких фраз, приближая произведение к фольклору.
4. Прочитайте главы из поэмы, сравните свои впечатления от прочитанного с рассуждениями исследователя творчества А. Т. Твардовского.
Страница 157-159
1. Каким историческим событиям посвящены произведения Твардовского? О чём рассказывает читателю поэма «Василий Тёркин»?
Твардовский в своих произведениях описывал важные события советской истории. В поэме «Страна Муравия» он рассказывает о коллективизации, а «За далью — даль» посвящена жизни людей после войны. Баллада «Рассказ танкиста» передаёт фронтовой эпизод. Главная же его поэма, «Василий Тёркин», посвящена Великой Отечественной войне. В ней автор показывает не только военные подвиги, но и будни солдат, их мысли, трудности и мечты о будущем.
2. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как вы понимаете следующие строки:
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода, —Ни приметы, ни следа...Тем путём идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьём кремнёвым
Русский тружениксолдат...
Переправа, переправа...Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы —Ради жизни на земле.
В этой главе говорится о том, что война беспощадна, и не всем солдатам суждено пережить её. Переправа через реку становится символом судьбы – кто-то перейдёт на другой берег, а кто-то останется в холодной воде. Эти строки подчёркивают связь времён: солдаты всегда защищали свою землю, как и их предки. Однако бой ведётся не ради славы, а ради будущей мирной жизни.
3. С какой целью в разных главах поэмы автор повторяет слова: «Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы — / Ради жизни на земле»?
Эти строки являются лейтмотивом поэмы. Они напоминают читателю, что солдаты сражаются не за награды, а за свою страну и мирное будущее. Повторяя их, Твардовский подчёркивает, что каждый воин вносит свой вклад в общую победу.
4. Что подчёркивает автор в характере героя в главе «О на граде»?
В этой главе Тёркин показывает себя не только как отважного бойца, но и как простого человека, который мечтает о доме и мирной жизни. Он шутит о медали, но не делает из неё предмет гордости. Для него главное — не награды, а боевое братство и победа.
5. В начальной главе «От автора» звучит гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде?
Твардовский подчёркивает, что простая холодная вода – одно из главных богатств на войне. Воины ценят её не меньше, чем еду, отдых или дружескую поддержку. Эта тема становится символом простых радостей, которые особенно значимы в тяжёлые времена.
В этой вводной главе поэт как бы набрасывает «темы», которые будут раскрыты в поэме. Что это за темы
В начальной главе «От автора» Твардовский действительно обозначает ключевые темы поэмы.
Одна из них – ценность простых вещей на войне. Вода, еда, тёплый приём боевых товарищей – всё это становится не просто бытовыми моментами, а настоящими сокровищами.
Другая важная тема – солдатский быт. Автор показывает не только подвиги, но и повседневную жизнь бойцов: привалы, шутки, тяжёлый труд повара, который кормит солдат.
Следующая тема – сила духа и поддержка друг друга. В тяжёлых условиях фронта важно не только выжить, но и сохранить человеческое лицо, найти силы для улыбки и шутки. Именно поэтому Твардовский вводит в повествование Василия Тёркина – живого, простого, но неунывающего человека.
Также здесь намечается и тема правды о войне. Автор хочет рассказать не только о великих битвах, но и о людях, которые ковали победу, – рядовых солдатах, живущих в окопах, страдающих от голода, но не теряющих веры.
6. В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое? Как вы понимаете слова Твардовского о том, что Тёркин «просто парень сам собой / Он обыкновенный»? Итак, Тёркин «обыкновенный». Так ли это? Ведь дальше автор рассказывает о том, что Тёркин много воевал, достоин медали, трижды был окружён, задет осколком, он мог легко подняться «с места — в бой». Что скрывается за авторским определением «обыкновенный»?
Сабантуем в поэме называется не праздник, а вражеский обстрел. Василий Тёркин кажется «обыкновенным» парнем, потому что в нём собраны лучшие черты советского солдата. Он не считает себя героем, хотя проявляет стойкость, смелость и находчивость.
7. Можно ли сказать, что поэт показывает все тяготы войны?
Твардовский честно передаёт трудности войны: голод, холод, усталость, тяжёлые бои и потери. Вместе с тем, он находит место и для юмора, чтобы показать, как бойцы поддерживали друг друга в самых тяжёлых условиях.
8. Постарайтесь выстроить, опираясь на прочитанные главы по э мы, путь героя на вой не: это и будни, и бой, и сабантуй, и труднейшая переправа, и т. д. Показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они?
Путь Василия Тёркина начинается с привала, где он общается с товарищами. Затем он участвует в бою, переправляется через ледяную реку, проходит через тяжёлые испытания. Его война — это не только атаки и подвиги, но и долгие переходы, холод, усталость и смертельная опасность. Но даже в самые трудные моменты он остаётся жизнерадостным, что делает его образ близким и понятным читателю.
9. Прочитайте главы, не вошедшие в учебник, и подумайте над следующими вопросами: как показывает автор в главе «Гармонь» трудную дорогу солдата и те немногие радости, которые выпадают на его долю в военные будни? Какие черты русского солдата открываются по мере преодоления фронтовой дороги?
В этой главе Тёркин возвращается на фронт из госпиталя. Он радуется даже мелочам – новой шинели, здоровой руке, встрече с товарищами. Хотя дорога трудна, настроение у него приподнятое. Солдаты находят радость в самых простых вещах – шутке, улыбке, игре на гармони. Твардовский показывает, что русский солдат – стойкий, жизнерадостный, умеет сохранять бодрость духа даже в самых тяжёлых условиях.
10. Какие эпизоды главы «Два солдата» перекликаются с фольклорными произведениями?
Эта глава напоминает русские сказки о смекалистом солдате, который выходит победителем из любой ситуации. Эпизод, где Тёркин предлагает старухе пожарить сала, напоминает сказку «Каша из топора», где герой находит способ накормить себя и других даже в бедности.
11. Можно ли сказать, что в главе «Кто стрелял» писатель стремится показать наивысшее напряжение, которое испытывает солдат на фронте? Подтвердите свой ответ строками из этой главы.
Да, в этой главе передаётся состояние крайнего напряжения и страха перед смертью. Солдат под атакой врага думает о мирной жизни, о том, что утрачено навсегда. Особенно ярко это передаёт повтор строки: «забыл, забыл, забыл, Как траву щипали кони». Это подчёркивает разрыв между прошлым и настоящим, между миром и войной.
12. Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?
Герой Твардовского стал для солдат не просто литературным персонажем, а живым товарищем. Он похож на них – такой же смелый, выносливый, весёлый, умеющий выстоять в любых испытаниях. Каждая новая глава поэмы в газете была долгожданной, ведь Тёркин словно жил рядом с каждым бойцом, поддерживал их в трудную минуту.
13. Подготовьте устный или письменный (на выбор) рассказ — характеристику Василия Тёркина.
Василий Тёркин – простой солдат, который воюет с 1939 года, прошёл финскую войну, не раз был ранен, но всегда возвращался в строй. Он весёлый, находчивый, смелый, обладает потрясающей выносливостью и никогда не теряет боевого духа. Несмотря на опасности, он остаётся жизнерадостным, умеет поддержать товарищей шуткой или игрой на гармони.
14. Каково ваше отношение к иллюстрациям художника Ореста Верейского, насколько они близки вашему представлению об эпизодах поэмы?
Иллюстрации Верейского передают дух поэмы, реалистично изображают фронтовые будни, характер Тёркина. Они помогают лучше представить атмосферу войны и внутренний мир героев.
1. Характер Тёркина особый. Что его сближает с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?
Как сказочные богатыри, Тёркин сильный, смелый, бесстрашный. Он не боится трудностей, готов к любым испытаниям. При этом он весельчак, балагур, находит выход из самых сложных ситуаций. Его можно сравнить и с Ильёй Муромцем, и с Иваном-дураком, который только кажется простым, но на самом деле умен и находчив.
Литературовед А. Л. Гришунин пишет: «Тёркин прост, но вовсе не простоват, не беден духовно. Ему дана от природы тончайшая душевная чуткость и деликатность, „высшая интеллигентность сердца“. Его жизнелюбие, феерическая талантливость, широта, доброта, щедрость отдачи и умение быть „от скуки на все руки“ — качества, необходимые всем в тягчайшей боевой обстановке».
Что вы могли бы добавить к этим словам исследователя о характере героя? Какими эпизодами можно подтвердить эти слова?
Тёркин, как говорит исследователь, действительно не прост, а богат внутренним миром, полнотой жизни. Его характер ярко проявляется в таких эпизодах, как игра на гармони, когда он находит способ развеселить товарищей и сделать их день немного легче, несмотря на тяжёлые условия войны. Его душевная чуткость и деликатность также проявляются в том, как он общается с людьми: он всегда находит общий язык с разными людьми, будь то старики или солдаты, а его юмор и жизнелюбие помогают окружающим не терять надежды. В момент, когда Тёркин понимает, что его мечты могут не сбыться, он всё равно сохраняет смелость и готовность к жизни. Его находчивость и смелость подтверждаются в главе «Кто стрелял?», когда Тёркин действует самостоятельно в самых критических ситуациях, показывая свою решимость и способность выжить.
2. В поэме, кроме Тёркина, есть ещё герой, который проходит через весь текст, — это автор. Образ автора является посредником между героем и читателем. Книга написана с глубоким уважением к «другучитателю» (главы «О себе», «От автора» и др.). Каким вам представляется автор, его отношение к войне, к солдатам? Подготовьте устное сообщение на эту тему.
Автор поэмы, А. Т. Твардовский, проявляет глубокое уважение к солдатам, их стойкости и духу. Он видит их не только как героев, но и как обычных людей, с их радостями и горестями. В его творчестве звучит честность и признание в тяжести войны, но также и светлая вера в победу, в силу человеческого духа. Автор глубоко понимает, что солдаты — это не просто военные, а живые люди с мечтами, желаниями и страхами. В его произведении солдаты показаны не как безликие машины для убийства, а как люди с собственной душой и внутренней силой, которые ради победы на войне готовы преодолеть любые трудности.
3. Необыкновенные читатели. Неискушённые в литературе читатели и слушатели поэмы полагали, что герой списан Твардовским с реального лица, хотя сам поэт неоднократно писал: «Тёркин не есть лицо, списанное с натуры, а лицо, как говорится, обобщённое». Как вы понимаете эти слова поэта? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Твардовский подчёркивает, что Тёркин — это собирательный образ русского солдата. Он не один конкретный человек, а обобщённый образ, в котором соединены черты разных солдат, с которыми автор встречался на фронте. Каждый солдат на войне имеет свои особенности, но Тёркин объединяет в себе лучшие качества: мужество, стойкость, доброту, чувство юмора. Таким образом, Тёркин — это не реальный человек, а идеал, олицетворяющий лучшие черты русского воинского духа.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Василий Тёркин»
1. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как бы вы прочитали строки?
Как звучат эти слова в чтении Михаила Лебедева?
Главная мысль главы «Переправа» заключается в том, что солдаты сражаются не ради славы, а ради жизни, ради будущего. Бой на переправе изображён как священная борьба за жизнь, несмотря на все тяжести. В этих строках заложено понимание, что война — это не просто борьба за победу, но и борьба за выживание, за право жить. Строки «Смертный бой не ради славы — Ради жизни на земле» подчёркивают, что солдаты сражаются ради своей страны, ради будущих поколений, а не ради медалей и наград.
2. Найдите в прочитанном отрывке трагические и юмористические интонации.
В главе «Переправа» присутствуют как трагические, так и юмористические интонации. Трагизм проявляется в описании солдат, которые погибают, сражаясь за жизнь, в борьбе с холодом и смертью. Но есть и моменты, наполненные юмором, когда бойцы, несмотря на все трудности, сохраняют свою человечность и способность радоваться мелочам, что позволяет им выжить. Юмористическая интонация выражается в лёгкости, с которой Тёркин воспринимает даже самые тяжёлые моменты.
Кому тёмная вода...И совсем свои ребята
Сразу — будто не они...
Эти строки отражают разницу в судьбах солдат, их личных жизнях. Некоторые погибают, другие становятся героями, а кто-то просто живёт дальше. Но все они, несмотря на свою разную судьбу, остаются едиными ребятами, которых объединяет общая цель — победить. Эти строки передают трагизм войны, где не всем удастся выжить, но в памяти и в сердцах остаются те, кто боролся до конца.
4. Какие чувства поэта передаёт актёр в последних строках отрывка из поэмы?
Актёр передаёт чувства уважения и благодарности солдатам, показывая, что главное в их жизни — не медали и слава, а их поступки и жертвенность. Поэт делает вывод, что поступки солдат важнее наград и памяти о них. Тёплые и серьёзные интонации актёра помогают понять, что героизм и человеческое достоинство солдат проявляются не в внешних признаках, а в их ежедневной борьбе за жизнь и победу.
5. Выучите наизусть отрывок из главы «Переправа» и прочитайте его в классе.
Для этого задания важно выбрать отрывок, который вам наиболее запомнился и наиболее точно передает атмосферу главы.