Страница 4 1. С какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в литературных художественных произведениях, изученных в школе или прочитанных самостоятельно? 2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения и их авторов. Страница 9 1. Подумайте, к какому виду (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен. 2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда — гора, и сюда — гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием? 3. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, более чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему? Страница 11 1. «Там татары шли» — одна из нескольких песен, передающих фольклорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, почему этот драматический сюжет сохранила народная память? 2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историческую связь? 3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»? 4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хором имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения? Страница 12-13 1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся? 2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям? 3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин? 4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время? 5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры таких повторов. 6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше — уважения или жалости, сострадания или осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям? 1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький? 2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко? 3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить? 1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению. 2. Сочините собственный текст частушки на школьную тему или исполните одну из частушек (напевное произнесение).