menu
person


ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 4-15


Страница 4

1. С какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в литературных художественных произведениях, изученных в школе или прочитанных самостоятельно?

Исторические личности часто являются персонажами в литературных произведениях, что позволяет сделать историю более живой и интересной. Кроме тех, которых вы уже упомянули, также можно назвать следующих выдающихся деятелей русской истории, которые встречаются в художественных произведениях:

Петр I (Петр Великий): Встречается в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка", где он является одним из персонажей и играет важную роль в событиях повести.

Екатерина II (Екатерина Великая): Появляется в ряде художественных произведений, включая произведения Н.В. Гоголя ("Тарас Бульба") и А.С. Пушкина ("Евгений Онегин").

Декабристы: В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" описывается восстание декабристов, а некоторые из персонажей, такие как Пьер Безухов и Андрей Болконский, имеют отношение к этим событиям.

Александр Пушкин: Сам Пушкин является героем своих произведений. В его поэме "Медный всадник" описывается исторический персонаж - Петр I.

Григорий Распутин: В романе Б.А. Акунина "Смерть Ахиллеса" появляется виртуальная реинкарнация Распутина.

Лев Толстой: В романе "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского есть небольшое упоминание о Толстом как писателе.

Александр Пушкин: Его персонажи и творчество встречаются в множестве литературных произведений, например, "Пиковой даме" А.С. Пушкина.

Николай I: Его правление и влияние на общество описаны в романе "Палата №6" А.П. Чехова.

2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения и их авторов.

События начала Смутного времени - описаны в драматическом произведении А.С. Пушкина "Борис Годунов".
Полтавская битва - описана в поэме А.С. Пушкина "Полтава".
Отечественная война 1812 года - описана в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" и басни И.А. Крылова "Волк на псарне".
Восстание декабристов - затронуто в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины".
Эти события стали важным историческим фоном для множества литературных произведений, позволяя писателям выразить свои мысли, эмоции и взгляды на сложные исторические реалии.

Страница 9

1. Подумайте, к какому виду (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

«Зацветала у лозы лоза» - лирическая песня. Она описывает природу, пробуждение весны и чувства, что делает ее более интимной и эмоциональной. Такие песни часто фокусируются на переживаниях, эмоциях и индивидуальном опыте.

«И туда – гора, и сюда – гора» - хороводная песня. Хороводные песни обычно исполняются в группе, а иногда даже с хореографическими движениями. Они обычно имеют повторяющиеся рефрены или мотивы, что помогает участникам хоровода легко присоединяться и весело взаимодействовать друг с другом.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда — гора, и сюда — гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?

Сольное исполнение в начале песни позволяет установить своеобразное настроение, внести индивидуальное восприятие и выразить какие-то личные переживания или мысли. Это как бы вступление в рассказ, которое приковывает внимание и создает основу для хорового многоголосия.

Когда хор вступает, это создает эффект объединения, коллективности. В данном случае, хороводная песня – это часто песня народная, исполняемая в группе людей, и хоровой многоголосий создает ощущение совместности, общности и силы народа. Смысловое значение может быть менее выражено, зато эмоциональная и коллективная стороны приобретают важность.

3. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, более чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

Обычно в хороводных песнях более четко доносится текст, слова песни. Это связано с особенностями исполнения и функцией таких песен.

Хороводные песни, как правило, исполняются в коллективе людей, которые двигаются в круге или специфической форме. В таком случае, не только мелодия и слова, но и ритм движения влияют на единое восприятие песни. Исполнители находятся близко друг к другу, и это создает благоприятные условия для восприятия слов и текста.

Страница 11

1. «Там татары шли» — одна из нескольких песен, передающих фольклорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, почему этот драматический сюжет сохранила народная память?

Сюжет «тёща в полоне у зятя» имеет глубокие исторические корни, связанные с татаро-монгольским нашествием и длительными столкновениями между различными этническими группами. Этот сюжет проник в народную культуру и мифологию как символ тяжелых испытаний, связанных с военными конфликтами и разрушением.

Слова песни «Там татары шли» отражают не только исторический контекст, но и глубокие чувства, связанные с разлукой, тоской и верностью. В этом сюжете нашли выражение такие универсальные темы, как семейные узы, любовь, верность и горе. Важность этого сюжета для народной памяти заключается в том, что он стал символом упорства и духовного сопротивления перед трагическими обстоятельствами.

Колыбельная версия этой песни, которая подчеркивает заботу о детях, добавляет ещё один эмоциональный слой к этому сюжету и усиливает его значение для культуры и идентичности народа.

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историческую связь?

Повторы и контрасты: Повторение фразы «они ковылу жгли», а затем контрастирование с этим действием «семейку делили», создает сильный контраст между насилием и разделением семьи, подчеркивая драматизм событий.

Противопоставление: Противопоставление действий брата и зятя - «брат сестру отпустил», а «зять тещу в плен взял», подчеркивает их различные отношения к родным.

Эмоциональная интонация: Выделение слов «погнал, босую, голую», добавляет краски в описание сцены, усиливая драматизм и жестокость событий.

Изменение характера пения: Смена сольного и хорового пения помогает передать изменение фокуса повествования, усиливая эмоциональную окраску и важность каждой части текста.

Мелодические особенности: Музыкальные особенности, такие как вариации в интонации, акцентах и ритме, могут усилить эмоциональное воздействие песни на слушателя, передавая драматизм событий.

Использование фольклорных мотивов: Фольклорные мотивы и мелодии могут дополнительно подчеркнуть историческую связь и древность событий, создавая аутентичное настроение.

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?

Песня "Там татары шли" демонстрирует несколько характерных особенностей жанра баллады:

Исторический сюжет: Баллады обычно рассказывают о прошлых событиях, и "Там татары шли" не исключение. Песня описывает события, связанные с татаро-монгольским нашествием на Русь.

Драматизм: В балладах часто присутствует драматический характер, который создает напряженную и эмоциональную атмосферу. В данной песне ощущается драматизм из-за того, как семья была разделена, а теща отправлена в плен.

Сюжетная наглядность: Баллады стремятся передать яркие образы и события. В этой песне мы видим конкретные действия, такие как разделение семьи и поручения зятем теще.

Лирические элементы: В балладах часто есть лирические вставки, подчеркивающие эмоциональную глубину происходящего. В данной песне лирические моменты присутствуют, когда дочь называет тещу "родимой мамушкой".

Эмоциональность: Часто баллады содержат сильные чувства, что создает особую атмосферу. В данной песне прослеживается эмоциональное волнение героев из-за разделения.

Сюжетный поворот: Баллады могут содержать неожиданные сюжетные повороты. В песне "Там татары шли" таким поворотом является раскрытие истинной личности служанки.

Яркая картина: Баллады стремятся создать наглядные образы и моменты. В данной песне перед нами встают образы разделенной семьи, пленной тещи и ее обращения к дочери.

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хором имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

Сходство:

Сольное и хоровое исполнение: Оба коллектива сохраняют традиции сольного исполнения некоторых фраз или строф, а также многоголосого хорового пения. Это позволяет передать как индивидуальное выражение исполнителя, так и коллективную гармонию.

Нацеленность на традиции: И фольклорный коллектив, и хор имени Пятницкого стремятся сохранить аутентичный характер народных песен, передавая дух и структуру традиционного исполнения.

Различие:

Музыкальное сопровождение: Хор имени Пятницкого использует музыкальные аранжировки и оркестровые инструменты для придания песням более сложной и насыщенной звуковой палитры. В то время как фольклорный коллектив предпочитает минимизировать музыкальное сопровождение, чтобы сохранить близость к историческому исполнению.

Оригинальность произношения: Фольклорный коллектив старается сохранить оригинальное произношение слов и интонации, чтобы передать аутентичность исполнения. Хор имени Пятницкого может делать акцент на музыкальной интерпретации и гармонии.

Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения:

Фольклорные коллективы, такие как "Пятницкий", стремятся к сохранению и передаче аутентичных исторических песен. Исполнение без музыкального сопровождения позволяет ближе подойти к традиционному звучанию, сохранить особенности произношения, интонаций и ритма, как это было в исходных версиях песен. Такой подход помогает сохранить народное наследие в его первозданной форме и передать его следующим поколениям.

Страница 12-13

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?


Народные песни представляют собой уникальное выражение культуры и традиций народа, передаваемое из поколения в поколение. Они отражают мировоззрение, обычаи, верования и историю народа. В зависимости от своего предназначения, народные песни делятся на различные группы:

Обрядовые песни: Связаны с религиозными, календарными и жизненными обрядами. Это могут быть песни, исполняемые на свадьбах, погребениях, во время весенних и осенних обрядов, колядок и многих других традиционных событиях.

Лирические песни: Отражают личные чувства, эмоции, моменты жизни. Включают в себя песни о любви, разлуке, природе, родной земле и другие субъективные темы.

Исторические песни: Рассказывают о героических событиях, битвах, великих личностях и важных исторических моментах.

Обрядовый фольклор – это часть культурного наследия, связанная с традициями и ритуалами. Это могут быть песни, танцы, ритуалы и обряды, связанные с различными событиями: рождением, свадьбой, смертью, сменой времён года и т.д. Они имеют глубокий символический и религиозный смысл, связанный с верованиями и мифологией народа.

Из народных песен, как пример, можно назвать:

"Катюша" - песня, ставшая популярной во времена Великой Отечественной войны.
"Калинка" - живая и задорная песня, часто ассоциируемая с русскими традициями.
"Ой, мороз, мороз" - веселая и теплая песня о зимних забавах.
Из перечисленных песен мне нравится "Калинка" за её живость и характерную мелодику, которая сразу ассоциируется с русской культурой.

Историческая и культурная ценность народных песен заключается в том, что они помогают сохранить и передать традиции, моральные ценности и народное мировоззрение, а также создают уникальную связь между поколениями.

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

Лирические и исторические песни имеют свои особенности в передаче настроений, чувств и эмоций.

Лирические песни:

Основное внимание уделяется внутренним переживаниям персонажей или народа.
Передают широкий спектр эмоций: радость, грусть, любовь, тоску, нежность, страсть и т.д.
Описывают повседневные события, чувства и взаимоотношения людей.
Могут быть светлыми, радостными и игривыми, но также могут быть и печальными, тоскливыми, грустными.
Цель - передать внутренний мир персонажей, вызвать сопереживание у слушателей, создать атмосферу внутреннего мира.
Исторические песни:

Основное внимание уделяется рассказу о реальных исторических событиях, персонажах и их отношении к ним.
Передают настроения и чувства, связанные с конкретными историческими событиями: торжество при победах, горечь при поражениях и трагедиях.
Отражают народное отношение к прошлому, патриотизм и национальную гордость.
Могут быть как торжественными, так и грустными, в зависимости от содержания.
Цель - сохранить и передать память о важных исторических моментах, поднять патриотическое чувство и создать атмосферу времени прошлого.
Оба жанра имеют мощную эмоциональную составляющую, позволяющую передать слушателям настроение и чувства, связанные с определенными событиями, будь то внутренние переживания или отношение к истории.

3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?

Сходства:

Посвящены историческим событиям: И исторические песни, и былины основаны на реальных исторических событиях или легендах, которые затем приобрели мифологический характер.

Устное народное творчество: Оба жанра формировались в устной традиции, передаваясь из поколения в поколение.

Эпическая структура: Как исторические песни, так и былины имеют эпическую структуру с характерными чертами речитатива, повторов, эпитетов и постоянных формул.

Различия:

Временной аспект: Былины часто освещают события, произошедшие еще в глубокой древности, и часто связаны с героическими подвигами. Исторические песни, напротив, более связаны с более поздними историческими периодами и могут быть более точными и достоверными в отражении событий.

Форма и структура: В былинах более ярко выражен художественный образ и героический эпос, часто с элементами фантастики. Исторические песни обычно более просты в форме и более ориентированы на передачу фактов.

Стиль и подход: Былины обычно более фантастические и мифологизированные, с элементами героической подвижности. Исторические песни стремятся сохранить более реалистичный подход к описанию событий.

Объем и содержание: Былины часто имеют больший объем, чем исторические песни, и могут охватывать более широкий контекст и события. Исторические песни часто более сжаты и фокусируются на конкретных моментах.

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?

Своеобразие жанра частушек:

Юмористический характер: Частушки служат для шуток, сатиры, развлечения и создания приятной атмосферы. Они часто играют на игривых или насмешливых элементах.

Короткость и лаконичность: Частушки обычно очень короткие, состоят из нескольких строк, их задача - передать идею или смешной момент максимально компактно.

Рифмованный текст: Частушки обычно рифмуются, что придает им ритмичность и легкость в исполнении.

Свободная структура: В отличие от более традиционных песен, частушки могут иметь меняющуюся структуру, их главная цель - вызвать смех и улыбку.

Исполнение частушек:

Частушки обычно исполняются в форме партнерского диалога или поочередного ответа. Это своего рода словесный поединок, где участники дополняют друг друга рифмами, создавая веселый диалог.

Сопровождение музыкальными инструментами:

Частушки могут сопровождаться игрой различных русских народных музыкальных инструментов, таких как гармонь, балалайка, баян, трещотки и др. Это добавляет дополнительную живость и настроение к исполнению.

Отражение времени:

В частушках, как и в других народных песнях, отражаются темы и события своего времени. Путем упоминания имен, событий, обычаев, они создают некую хронику быта и социокультурной ситуации. В некоторых частушках можно уловить иронию по отношению к политическим, социальным или культурным аспектам.

5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры таких повторов.

Повторы в народных песнях играют важную роль, придавая им особый ритм, выразительность и эмоциональность. Они создают запоминающиеся мелодические и ритмические фразы, которые легко улавливаются слушателями. Кроме того, повторы усиливают смысловую нагрузку и подчеркивают ключевые моменты в тексте песни.

Вот несколько примеров повторов из народных песен:

«Улетай на крыльях ветра, ветра, улетай...»
В этом примере повтор слова "ветра" добавляет ритмичности и мелодичности фразе.

«В траве сидел кузнечик, чик-чирик, чик-чирик...»
Повтор "чик-чирик" создает звукоподражание кузнечику и усиливает его присутствие в описании.

«На горе-траве, на горе-траве, на той горе-траве, на той горе...»
Здесь повтор "на горе-траве" усиливает ощущение местоположения и позволяет создать более яркую картину.

«Ой, да не вечер, да не вечер, а уже полночь...»
Повтор "да не вечер" подчеркивает несоответствие между временем суток и ожиданиями.

6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше — уважения или жалости, сострадания или осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

В исторических песнях образ Пугачёва изображается с сильной долей уважения и сострадания. Однако, в зависимости от конкретной песни и её фокуса, соотношение чувств может различаться.

Часто в народных песнях о Пугачёве переплетаются уважение и сострадание. Пугачёв изображается как человек, стоявший на защите обиженных и угнетенных, как лидер народного восстания, который осмелился бороться против недостатков власти. Слушатели могут испытывать симпатию к Пугачёву как символу борьбы за справедливость. Это подчеркивается обращениями к нему как к родному «батюшке» и использованием образов, связанных с добром и победой, например, «как красное солнышко закатилось».

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?

Слова, такие как "зелененьку", "конопельку", "ноченька", "звёздочка", "миленький" вносят в народные песни чувства нежности, ласки, умиления и тепла. Уменьшительные формы и ласкательные суффиксы, присутствующие в этих словах, придают им дополнительное эмоциональное окрашивание. Когда такие слова используются в песне, они обычно описывают близкую, дорогую или обожаемую личность, предмет или момент, что придает песне интимность и уют.

Слова "сердечный" и "родной" также вносят в песни чувства близости, доверия и привязанности. "Сердечный" означает, что что-то или кто-то близок и дорог сердцу, что создает впечатление о глубокой связи или эмоциональной значимости. "Родной" указывает на принадлежность к семье, роду, и при этом может передавать чувство защищенности, доверия и близости к чему-то родственному.

Эти слова помогают певцам и авторам народных песен передать не только поверхностные события, но и эмоциональное содержание, создавая гармоничное и пленительное звучание, которое легко распознается и воспринимается слушателями.

2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?

В народной исторической песне словосочетания "добрый молодец", "походы удалые", "житьё свободное", "народный заступник", "родный батюшка", "красно солнышко" подчеркивают ключевые черты и характеристики героев, событий и времени, о которых поется.

"Добрый молодец" подчеркивает доблесть, честность и благородство героя, его готовность бороться за справедливость и защищать слабых.

"Походы удалые" указывают на смелость и отвагу героев, а также на их способность совершать далекие и сложные походы.

"Житьё свободное" олицетворяет стремление к свободе и независимости, что было важно для многих народных героев, сражающихся за свои права и свою землю.

"Народный заступник" подчеркивает роль героя как защитника и оплота для народа, его готовность защищать интересы своего народа и отчизны.

"Родный батюшка" создает образ лидера, к которому народ испытывает особую привязанность и доверие, видя в нем своего родного и заботливого вождя.

"Красно солнышко" символизирует утреннюю светлую надежду, что может ассоциироваться с победой, освобождением и новой жизнью после трудных испытаний.

Эти выражения придают песням эмоциональную глубину, делают их более живыми и яркими, а также устанавливают связь с общими представлениями и ценностями народа, которые актуализируются в процессе передачи исторической памяти через поколения.

3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

Слова "частушка", "часто" и "частить" имеют общий корень "част-", и они связаны по этому корню.

Слово "частушка" получило свое название из-за особенности исполнения, когда быстро и ритмично поется одна частушка, а затем сменяется другой. Это подтверждает связь между этими словами по смыслу и происхождению.

1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.

2. Сочините собственный текст частушки на школьную тему или исполните одну из частушек (напевное произнесение).


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 4-15