1. В каждом случае назовите физическое тело и вещество, из которого оно изготовлено (например, стеклянный стакан: стакан – тело, стекло – вещество). Медная монета, железный гвоздь, хрустальный башмачок, таблетка аспирина, серебряный колокольчик, кристалл сахара, ледяной дворец, оловянный солдатик, золотое кольцо. 2. В каких примерах речь идет о физических телах, а в каких – о веществах? Кирпич, сахар, стакан, проволока, ртуть, железо, поваренная соль, дрова, сера, кислород. 3. Определите, в чем явное различие между следующими веществами: а) алюминий и ртуть; б) вода и углекислый газ; в) медь и алюминий; г) поваренная соль и сахар; д) уксус и бензин; е) алюминий и свинец. 4. В каких случаях речь идет о чистых веществах, а в каких – о смесях: морская вода, азот, кислород, воздух, гранит, молоко, сахар, варенье, железо? Запишите в тетради названия чистых веществ. 5. По описанию физических свойств вещества определите, о каком веществе идет речь: а) при обычных условиях это бесцветная жидкость, без запаха и вкуса, tпл = 0°C, tкип = 100°C, ρ = 1 г/см3; б) при обычных условиях это твердое вещество розового цвета, tпл = 1083°C, ρ = 8,96 г/см3. Оно хорошо проводит тепло и электрический ток, обладает металлическим блеском; в) при обычных условиях это кристаллы серого цвета с металлическим блеском. Вещество проводит электрический ток, устойчиво к легкому нагреванию, но при (t = 3700°C, не плавясь, переходит в газообразное состояние (возгоняется). Вещество мягкое; если провести изделием из этого вещества по какой-либо поверхности, на ней остаются частички данного вещества; г) при обычных условиях это тяжелая подвижная жидкость серебристо-белого цвета с металлическим блеском, ρ = 13,6 г/см3. 6. Из перечисленных веществ выберите: а) пластичные вещества, б) хрупкие вещества, в) эластичные вещества. Перечень веществ: свинец, резина, стекло, медь, пластмасса, каучук. 7. Пользуясь справочными таблицами, рассчитайте массу: а) кристалла поваренной соли объемом 0,5 см3; б) золотого кольца объемом 1,25 см3; в) порции кислорода объемом 7 м3. 8. Пользуясь справочными таблицами, рассчитайте объем: а) серебряной статуэтки массой 210 г; б) медной детали массой 45 г; в) порции ацетона массой 40 г. 9. Определите, какие явления относятся к физическим, а какие – к химическим: а) замерзание воды; б) горение ацетона; в) испарение ацетона; г) образование зеленого налета на медных предметах; д) измельчение кристаллов сахара; е) прохождение тока по проводам; ж) получение стали из руды; з) брожение смесей, содержащих сахар. Какие признаки перечисленных химических явлений мы можем наблюдать? 10. Определите, какие явления относятся к физическим, а какие – к химическим: а) свечение нити в лампе накаливания; б) гниение пищевых продуктов; в) образование тумана; г) изменение формы изделия из пластилина, если его мять в руках; д) горение природного газа; е) кипение воды; ж) ржавление железа; з) диффузия. Какие признаки химических явлений мы можем наблюдать? 11. Какие из перечисленных явлений относят к физическим, а какие – к химическим: а) спекание кирпича из глины; б) перегонка воды; в) получение кислорода из воздуха; г) образование инея; д) процесс фотосинтеза? 12. Докажите, что работа автомобильного двигателя связана с химическими процессами.