Соединения этого класса в полном соответствии с его названием характеризуются кислым вкусом. Вспомните, например, вкус лимона, обусловленный содержанием в нём лимонной кислоты. Однако распознавать кислоты с помощью рецепторов языка запрещают правила техники безопасности. Как же распознают кислоты?
Проведите анализ состава молекул кислот, формулы которых приведены в параграфе. Классифицируйте их по числу химических элементов, образующих вещества, и по составу кислотных остатков.
1. Какие вещества называются кислотами? На какие группы можно разделить этот класс веществ: а) по растворимости; б) по содержанию кислорода?
2. Дайте характеристику фосфорной кислоты по плану: а) формула; б) наличие кислорода; в) растворимость в воде; г) валентность кислотного остатка.
3. Сравните состав азотной и азотистой кислот. В какой из этих кислот массовая доля азота выше? Ответ подтвердите расчётами.
4. Какую роль играет соляная кислота в процессе пищеварения? Почему эту кислоту называют также хлороводородной? Предложите способ образования названий бескислородных кислот.
5. Какие свойства серной кислоты требуют чрезвычайно осторожного обращения с ней? Каким правилом следует руководствоваться, разбавляя серную кислоту? Почему?
6. Какие вещества называются индикаторами? Приготовьте самодельный индикатор1 и определите, содержатся ли кислоты в выбранных продуктах питания.