Каждое вещество характеризуется индивидуальными свойствами. Сохраняются ли эти свойства в смесях? В сахарный песок попали частицы почвы (глины и речного песка). Как получить из этой смеси чистый сахар? 1. Какие типы смесей различают по агрегатному состоянию образующих их веществ? 2. Перечислите способы разделения смесей. Какие свойства компонентов лежат в основе каждого способа? 3. Назовите как можно больше бытовых приборов и приспособлений, действие которых основано на одном из способов разделения смесей. 4. На надгробной плите одного из отечественных учёных высечены слова: «Ему было дано открыть хроматографию, разделяющую молекулы, объединяющую людей». Кто этот учёный? 5. Проведите домашний эксперимент, соблюдая технику безопасности. Укрепите в подсвечниках свечи небольшого диаметра из воска и парафина и одновременно подожгите их. Наблюдайте за горением свечей. Постройте графики зависимости плавления свечей от времени. Предложите таблицу «Сравнение процессов горения свечей из парафина и воска- и заполните её. Обсудите результаты работы в классе. 6. Предложите способы разделения следующих смесей: а) железные и медные стружки; б) песок и древесные опилки; в) бензин и вода; г) раствор этилового спирта в воде. 7. Старатели отделяют золото от пустой породы, взбалтывая грунт в воде и cливая мутную жидкость с осадка. Так появилось выражение «мыть золото». На каком свойстве золотого песка основано его отделение от пустой породы? 8. Установите последовательность проведения операций для разделения смеси речного песка, порошка серы и поваренной соли: фильтрование, растворение в воде, флотирование, выпаривание, отстаивание. 9. Определите, какие смеси являются гетерогенными, а какие — гомогенными: а) природный газ; б) молоко; в) морская вода; г) зубная паста; д) стиральный порошок. 10. В период эпидемии заболевания, передающегося воздушно-капельным путём, врачи рекомендуют носить медицинские маски. Аргументируйте, с какой целью это делается. Какие правила необходимо соблюдать при использовании таких масок? 11. Подготовьте сообщение по одной из тем: а) «Краски в руках художника»; б) «Знаменитые парфюмеры». Из курса физической географии вы знаете, от чего зависит плодородие почвы. Почва является индивидуальным веществом или смесью веществ? Предложите свои варианты исследования почвы с помощью изученных способов разделения смесей. Сделайте общий вывод.