Верны ли утверждения, что вода — это жидкость, а кислород — это газ? 1. Дайте сравнительную характеристику различных агрегатных состояний вещества по следующему плану: а) расстояние между частицами; б) способность к текучести и сжимаемости; в) способность сохранять форму и объём. 2. Разделите предложенные явления на две группы (физические и химические явления): а) выпаривание соли из раствора; б) выращивание кристаллов из раствора соли; в) разложение воды электрическим током; г) фотосинтез; д) растворение сахара в воде; е) изменение цвета чая при добавлении лимона. 3. Вам известны взаимные переходы воды из одного агрегатного состояния в другое: твёрдое (лёд) — жидкое (вода) — газообразное (лар). Возможен ли переход из твёрдого состояния в газообразное? 4. Какое из перечисленных явлений является лишним в следующем перечне: а) плавление льда; б) кипение воды; в) образование капель воды; г) конденсация водяного пара; д) кристаллизация воды? Поясните свой выбор. 5. Предложенную схему взаимных переходов агрегатных состояний веществ проиллюстрируйте конкретными примерами и покажите значение таких взаимных переходов. 6. Почему во время соревнований фигуристов и хоккейных матчей делают перерывы на заливку льда? 7. Почему после купания в реке или море человек даже в жаркую погоду ощущает прохладу? Спрогнозируйте тепловые эффекты всех переходов из одного агрегатного состояния в другое. 8. Подготовьте сообщение о сухом льде. 9. Уточните возможное число агрегатных состояний веществ. Аргументируйте свой ответ сведениями, полученными из различных источников информации. Укажите эти источники. 10. К важнейшим свойствам веществ относятся их физические константы, в том числе температуры кипения и плавления. Найти данные величины можно в справочной литературе или Интернете. Определите и запишите температуры кипения и плавления аммиака, этилового спирта, гидроксида натрия. С какой точностью приведены эти значения в справочнике? В каких единицах они измеряются? В химической лаборатории необходимо соблюдать особые правила при работе с оборудованием и реактивами. Почему? Каковы эти правила? В замечательной книге М. Фарадея «История свечи» есть строчки: «Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания... Я собираюсь изложить вам... ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи». Какие явления вы будете изучать при выполнении этой практической работы?